25. Как должно поступать с неожиданно полученным богатством
(Из жизни св. Саввы Сербского. Пат. ч. 1, стр. 225 и 228).
Некоторым из нас иногда Господь неожиданно посылает богатство. Один просто находит оное, другой по неожиданному завещанию получает, третий, наконец, великого благодетеля встречает и от него обогащается. Как мы, братья, в большинстве поступаем в подобных случаях? Сначала безгранично радуемся, а затем подобно Евангельскому богачу, начинаем говорить: разорю житницы моя и большие созижду! Сделаю для себя то и то, буду жить так и так, в полном довольстве и спокойствии. Но так ли на самом деле поступать нужно? Нет, если ты получил от Бога неожиданный и незаслуженный дар, то тем более должно тебе распределить его так, чтобы он послужил и во славу Бо- жию и на пользу ближних и наконец во спасение собственной твоей души. Святые в этом случае подадут тебе пример спасительный.
Когда в Царь-граде, в обитель Божией Матери Эвергетиссы (благодетельницы), приходили нищие за милостынею, пришла в числе других к бывшему там Савве Сербскому благообразная жена и сказала: „Угодник Божий! Господь и Пречистая Матерь Его повелели мне объявить тебе, что на Святой горе, в области твоего монастыря, в двух местах таятся сокровища, которые ты найдешь, и тем довершишь устройство обители. Преподобный принял это слово с верою (Пат. ч. 1, стр. 225). По возвращении же в свою обитель и по оскудении нужного для монастырскихъ потреб, он вспомнил слово благоговейной жены, сказанное ему в Царь-граде, то есть слово о сокровищах, таящихся в окрестностяхъ Хиландаря, но не без молитвы решился он искать этих сокровищ. Савва так молился Господу: „Слы- шал я Давида, глаголющего: богатство аще течет, не прилагайте сердца; тем более достоин укоризны человек, раскапывающий землю для приобретения сокровищ, которых сам туда не клал. Итак, не дай Господи, чтобы враг мой поругался надо мною, возбуждая во мне желание гибельных и тленных богатств: но если это не искушение противника, если это сказано мне было от Тебя, то пусть будет по воле Твоей, Господи,–пусть явится сокровенное, или же пусть скроется и от нас, рабов Твоих, как прежде от других.
Савва с учеником своим пришел на указанное место, и едва только копнули они землю, тотчас обрели отверстие пещеры: так что как будто сама земля отдавала им хранимое в ней сокровище. Можно подумать, что Матерь Божия Благодетельница Сама являлась преподобному в обители Цареградской, и только ради смирения не признал он явившейся. Принесши в монастырь найденное золото, Савва почитал его не своим, и не лихоимствовал, но одну часть послал в Царь-град, в обитель Эвергетиссы, другую роздал по монастырям святогорским, третью – по пустынным келиям отшельников, а четвертую внес в Хиландарь и разделил нищим,– ибо для того и являлась ему Благодетельница, чтобы он благодетельствовал (Пат. ч. 1, стр. 228–229).
Итак, братья, чем легче достался нам дар, тем и вящую благодарность выразим чрез щедрые благотворения. А иначе часто видим, что неожиданное богатство неожиданно и исчезает. Сегодня пирует неожиданно обогатившийся в каменных палатах, а завтра–мимоидох, и се не бе! От чего это? От того, что человек не хотел благодарить Бога за великое благодеяние и за неблагодарность лишился Божьего благословения. А лишился благословения, все прахом и пошло. Будем же, если Господь благословит нас нечаемым нами богатством, благоразумны. И прежде всего им же, чрез руки нищих и убогих и чрез другие благотворения, воз- благодарим Бога, а потом уже и на собственные нужды оное употребим. Только при таких условиях оно благополезным для нас будет и от нас не отымется. Аминь.