Источник

КРОТОСТЬ

Помни изречение Священного Писания: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышат презрением и злобой – не плати тем же, но будь тих, кроток и ласков, почтителен и любящ к тем самым, которые недостойно ведут себя перед тобой. Если ты сам смутишься и будешь говорить с волнением, грубо, презрительно и, значит, без всякой любви, тогда ты сам побежден и тебе вправе сказать обидевшие: «Врач, исцели самого себя», или «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. вынь прежде бревно из твоего глаза» (Мф. 7:3, 5). Не дивись тогда, если и часто будут повторяться тебе грубости от оскорбляющих тебя, ибо они заметят твою слабость и будут намеренно раздражать тебя. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Покажи оскорбившему тебя, что он не тебя обидел, а сам себя, пожалей его сердечно, что он так удобно побеждается от своих страстей, что он болен душевно, покажи к нему тем большую кротость и любовь, чем он грубее и раздражительнее, чем он больше питает к тебе ненависти – и ты верно победишь его. Добро всегда сильнее зла и потому всегда победоносно. Помни еще, что все мы немощны, чрезвычайно удобно побеждаемся от всякой страсти и потому будь кроток и снисходителен к согрешающим перед тобой, зная, что и ты сам часто тем же недугуешь, чем брат; оставляй долги должникам твоим, да и тебе Отец Небесный оставит твои долги, не в пример большие долгов твоих должников. Будь всегда покоен, возвышен, немнителен, тверд духом, прост и добр сердцем – и ты всегда будешь торжествовать над своими врагами (6).

* * *

Высоко цени и храни всегда христианскую кротость и незлобие, мир и любовь взаимную, всевозможно подавляя порывы самолюбия, злобы, раздражительности и смущения. Не смущайся и не озлобляйся, когда кто-либо говорит тебе в лицо неправду, или выражает какое-либо несправедливое притязание, или говорит обидные слова, или смело обличает какую-либо в тебе слабость или страсть, несправедливость которых ты по самолюбию не замечаешь. Всегда наперед размысли хладнокровно о том, что говорит тебе противник, и о своих собственных словах и поступках; а если при всем беспристрастном суждении о своих словах и действиях найдешь их справедливыми, то успокойся в совести своей и ни во что вменяй слова противника, умолчав перед ним или спокойно, кротко, в незлобии сердца показав ему его неправду; а если найдешь себя виноватым в том, в чем обличает тебя противник, то, отложив самолюбие и гордость, проси извинения в вине своей и на будущее время постарайся исправиться. Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелой речью обрывают наше самолюбие. Это врачи в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и через пробуждение нашего самолюбия производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию (6).

* * *

Обиженный кем-либо, не будь злопамятен, и когда обидевшие тебя покажут тебе ласковый вид, обратятся с речью к тебе, не обрати сердца своего к злобе, а говори с ними ласково и добродушно, как будто бы ничего не бывало между тобой и ими; научись побеждать благим злое, злобу благостью, кротостью и смирением. Не говори в сердце обидевшему тебя: как! он говорит со мною, изобидев меня, ни во что вменяет обиду свою мне, да я не считаю его достойным говорить со мною, отвергаю, презираю его, пусть знает, каково обижать меня. – Не будь горд и злопамятен, не говори так, да не прогневается на твое жестокосердие Господь (6).

* * *

Быть кротким значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и прочее и молиться за врагов своих (7).

* * *

Ныне, во время, бедное верой, жалуются на гордость, злобу, нетерпение, раздражительность, заносчивость людскую. Родители жалуются на грубость и непокорность детей, дети – на родителей; хозяева – на слуг, слуги – на хозяев; начальствующие – на подчиненных, эти – на начальников. Нередко между двумя-тремя лицами ссорящимися требуется постороннее лицо для примирения раздраженных и озлобленных. Отчего это? Оттого, что нет духа Христова в этих людях. Не знают они или знают да не хотят исполнять слов Христовых: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29), – что должно духом кротости вразумлять противных, благословлять проклинающих и молиться за творящих нам обиду, что, когда нас укоряют, мы не должны взаимно укорять, как и Христос: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно» (1Пет. 2:23). На ругательства не отвечать ругательствами, на злобу – злобой, на дерзость – дерзостью, на обиду – мщением, на всякую неправду – также неправдой. Если христиане станут так жить, то они будут уже не христиане и не люди, а звери, которых участь будет вместе со зверем бездны, диаволом, в огне вечном (8).


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.

Комментарии для сайта Cackle