Кротость
Да услышат кроткие и возвеселятся (Пс. 33:3). Поскольку пророк говорит: через одно изменение лица, при содействии Божием, враги введены в обман и совершено мое спасение, то да услышат кроткие, что можно и в мире живущим воздвигать победные знамения, и не сражавшимся оказаться победителями; и да возвеселятся, утвердившись в кротости моим примером: ибо такую благодать от Бога получил я за то, что имел кротость. Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131:1). Kротость есть величайшая из добродетелей; потому причислена и к блаженствам. Ибо сказано: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5). Земля эта, небесный Иерусалим, не бывает добычей состязающихся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким. И слова: да услышат кроткие, значат то же, что и слова: да услышат Христовы ученики. А может быть, пророчественно желает Давид, чтобы и до нас дошло чудо благодеяния Божия, над ним явленное. Да услышат и те, которые после многих поколений сделаются учениками Христовыми! Ибо тех назвал кроткими, которым Господь говорил: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа, – они называются кроткими. Потому и о Моисее засвидетельствовано, что он был кротчайший из всех людей на земле (Чис. 12:3) (2).
* * *
Подвижник должен как можно более быть исполнен кротости, потому что он или приобщился, или желает приобщиться Духа кротости, а приемлющий в себя сего Духа должен уподобляться Приемлемому. Если же когда нужно и негодование, а именно на леность подчиненного нам, то негодование да будет растворено рассудительностью. Ибо и нож употребляют убийцы, употребляют и врачи. Но одни, поскольку действуют ножом по гневу и жестокости, совершают им дела самые безрассудные, убивая подобных себе, а другие, поскольку с рассуждением приступают к действию ножом, извлекают из этого великую пользу, потому что спасают жизнь находившихся в опасности. Так, умеющий негодовать с разумом делает великую пользу тому, против кого обнаруживает негодование, исправляя его леность или лукавство, а обладаемый страстью гнева не производит ничего здравого.
А что и заботящимся о кротости прилично благовременное негодование, явствует это из следующего. И Моисей, о котором засвидетельствовано, что был кротчайший из всех людей (Чис. 12:3), когда потребовали обстоятельства, вознегодовал и до того простерся в движении гнева, что негодование свое заключил убиением единоплеменных – однажды, когда соорудили они тельца (Исх. 32:27), в другой раз, когда осквернились Веельфегором (Чис. 25:5).
Поэтому и кроткому можно разгорячаться с разумом, не повреждая в себе совершенства кротости. Оставаться же неподвижным или не показывать негодования, когда должно, есть признак недеятельной природы, а не кротости. Но за кротостью обыкновенно следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее того бывает и благости, потому что благость – основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей – любовь (5).
* * *
Кто есть кроткий (см. Мф. 5:5)?
Кто не изменяется в суждениях о том, что требуется для благоугождения Богу (5).