Источник

Кротость

Христианам неприлично хулящих хулить и укоряющих укорять, ибо это вере христианской противно. Поэтому они должны смотреть на живой пример кротости Господа своего, Иисуса, Который, будучи укоряем, не укорял взаимно, и, как агнец пред стригущим его, был безгласен (Ис. 53, 7). Зло злом и хула хулою не побеждается, а только еще больше раздражается и свирепеет. И христианская победа состоит не в отмщении, а в кротости и терпении. Поэтому христиане, как овцы Христовы, смирением и кротостью должны побеждать хулителей своих и не воздавать им злом за зло и досаждением за досаждение. И не гневаться на них, а скорее жалеть их должны, поскольку хулителями и поносителями диавол обладает, и молиться за них, чтобы они не остались его пленниками навечно.

* * *

Тогда познается смирение и кротость, когда равный равному уступает и хотя может восстающему противиться, но не хочет этого и уступает ему. Большее еще смирение и кротость показывается, когда больший меньшему уступает и не противится ему ни делом, ни словом. О, любезное зрелище, когда высокий человек низкому и подлому уступает! Таковой человек внешне высок, но внутри себя низок; внешне велик, но в сердце своем мал; внешне богат, но внутри себя нищ и убог. Сия высокая низкость миром презираема, но Богом превозносится. Всякий, унижающий себя, возвысится (Лк. 18, 14).

* * *

Если безгрешный Господь от грешников кротко хулу терпел, то тем более мы, грешники, от грешников терпеть кротко должны. Грехи наши заслужили это, а заслуженное должно с кротостью принимать. Лучше здесь временно от людей терпеть хулу, хотя и это действием бесовским бывает, и благодарить Бога за наказание Его, так как попущением Его бывает оно нам, нежели вечно диаволом поруганными быть.

* * *

Когда злые языки хулят нас самих, то мы или молчать, или кротко отвечать им должны, так как имя наше и слава ничто есть. Ибо мы земля и пепел, и рабы негодные, и всякого хуления поистине достойны. Человек сам по себе ничего, кроме немощи, растления, грехов и окаянства не имеет, и если что доброе имеет или делает, то все от Бога, а не его. Никто не благ, как только один Бог (Мф. 19, 17). Если только один Бог благ, то следовательно всякий человек сам по себе зол, а злой разве может добро иметь или творить? Не может дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 18). Потому и похвалы недостоин, но единому Богу похвалу подобает воздавать, как единому благому. Человеку же подобает жалеть и стыдиться, что он злой и негодный раб, ибо у негодного раба и дела негодные. Это нас да подвигнет к кротости и терпению.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle