Лень
Бывает, что человек ленивого человека возбуждает и говорит ему так: «Встань, пора идти на дело!» Так и спасительная Божия благодать возбуждает христианина ленивого и нерадящего о своем спасении: «Встань и иди на дело, на которое призвал тебя Господь».
* * *
Чтобы праздности и ей последующих зол избежать, должно твердо знать:
1. Что время дороже всякого сокровища.
2. Как слова сказанного возвратить, так и времени потерянного сыскать невозможно.
3. Потерявшие напрасно время будут жалеть и малейшего времени для покаяния поищут, не иначе, как жаждущие студеной воды; но не найдут, когда время будет суда, а не покаяния; строгости, а не помилования.
4. Следует непременно дать ответ и за само время, даром потерянное. Ибо настоящее время есть торг, на котором таланты, Господом нашим нам данные, должно трудами с помощью Божией умножать, чтобы с ленивым рабом не услышать страшного того определения Господнего: негодного раба выбросьте во тьму внешнюю (Мф. 25, 30). Поэтому должен каждый послушать увещания премудрого Соломона: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник (Притч. 6, 6–11).
* * *
Из письма твоего вижу я, что на тебя напало уныние. Люта эта страсть, с которою христианам, хотящим спастись, много бороться надобно. Она и тех людей борет, которые хлеб и прочее все готовое имеют, а особенно тех, которые живут в уединении. Советую же тебе делать следующее:
1. Убеждать себя и нудить к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди плетью гонят и убеждают идти и бежать, так нам должно убеждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие.
Делает охоту и как бы влечет к молитве и всякому доброму делу и привычка. Приучайся же и привыкать, и сама привычка будет тебя влечь к молитве и всякому добру.
2. Усердие подаст переменность, то есть если то и другое делать переменно. Делай же и ты так: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу читай, то рассуждай о душе твоей и вечном спасении и о прочем. То есть молись и читай книгу, и занимайся рукоделием, и опять молись, и опять другое делай, и прочее. И когда уныние сильно берет, выйди вон из комнаты, и, прохаживаясь, рассуждай о Христе и прочем, и, рассуждая, возводи ум к Богу, и молись. Так уныние прогонится.
3. Память смерти, нечаянно приходящей, память суда Христова и память вечной муки и вечного блаженства отгоняет уныние. Рассуждай о них.
4. Молись и воздыхай ко Господу, чтобы Он подал тебе усердие и охоту, ибо без Него мы на всякое дело негодны.
Когда по этим пунктам будешь поступать, верь мне, что малопомалу охоту и усердие будешь иметь. Бог от нас требует труда и подвига, а трудящимся обещался помогать. Трудись же, да поможет тебе Господь. Помогает Он трудящимся, а не лежащим и дремлющим. Сатана бодрствует на нашу погибель. Не должно и нам дремать, но против столь лютого врага стоять и бороться, что бывает молитвою и чтением книг, и всяким добрым делом, дабы он, придя к нам, не нашел себе места. Противостаньте диаволу – и убежит от вас (Иак. 4, 7). Ни к кому удобнее диавол не приступает, как к человеку в праздности и лености живущему. Тут ему дом подметен и украшен.