Лесть
Лесть, ложь, лукавство – пороки сродные, и также диаволу собственны, ибо диавол есть отец лжи и лукавства (Ин. 8, 44). Этому обучает и служителей своих, людей, которые волю его злую и нравы в себе изображают. Эти пороки теми людьми обладают, которые одно языком говорят и другое на сердце имеют. Таких людей называют обыкновенно двоедушными, потому что как бы две души имеют, то есть внутреннюю и внешнюю: внешнею душою с людьми обходятся и людей обманывают, а внутреннею себя берегут. Этого рода люди обходятся с ближними ласково, гладко, тихо, но лестно и коварно, чтобы в сердца их, по подобию вора, вкрасться могли. Они знают, как смиренными себя показывать, но внутри все иное; они по временам плачут, воздыхают, но на сердце иное. А божиться и клясться – первые, хотя клятва их только на языке; и тем более людей обманывают. Они в том подражают отцу своему, отцу лжи, диаволу, который иногда преобразуется в ангела светлого, чтобы так мог удобнее человека обмануть и погубить.
Этих людей слова – как мед, а дело само – как яд. Желающие кого-нибудь отравить яд намазывают медом, чтобы злодейство не познано было. Так эти души, чтобы удобнее уловить простосердечного, яд злобы своей словами мягкими и ласковыми, как медом, прикрывают. Так сделал Каин, который вызвал брата своего Авеля в поле, как бы ради некоей доброй причины, но в сердце замышлял убийственной на него рукой вооружиться и пролить кровь неповинную (см.: Быт. 4, 8). Так поступил Иуда предатель, который Христа устами приветствовал и целовал: радуйся, Равви! И поцеловал Его (Мф. 26, 49), – но тем самым в руки беззаконных Господа и Учителя своего предавал.
Так и ныне многие приветствуют нас: «Здравствуй, здравствуй!» – а сердцем желают погибели нашей и так слова их мягче елея, но они суть стрелы (Пс. 54, 22), по словам Псаломника. Изрядно описал их Сирах: Устами своими враг усладит тебя, но в сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не на сытится кровью. Если встретится с тобою несчастье, ты найдешь его там прежде себя, и он, как будто желая помочь, подставит тебе ногу: будет кивать головою и хлопать руками, многое будет шептать, и изменит лицо свое (Сир. 12, 15–18). И, как кажется, таких людей нравы крайне развращен, и не что иное, как нравы диавольские, ибо тот лжет и обманывает, льстит и лукавит, и все с той только целью делает, чтобы погубить человека. Так и они в том и поучаются, чтобы прельстить ближнего и посмеяться над ним.
* * *
Да внимает простая душа, лести и лукавства не знающая, увещанию Псаломника: не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро засохнут и, как зеленый злак, скоро отпадут (Пс. 36, 1–2). И да молится с Давидом: удали меня, Господи, от человека лукавого, от мужа неправедного избавь меня. Помыслили они неправду в сердце, вся кий день готовились к брани. Изощряли язык свой, как у змеи: яд аспидов в устах их (Пс. 139, 1–3), и проч. Да слышат и лукавцы то же слово: как трава, скоро засохнут и, как зеленый злак, скоро отпадут, и да внимают, что тот же пророк написал: Погубишь всех, говорящих ложь; кровожадного и льстивого гнушается Господь (Пс. 5, 7). И если веруют, что есть Бог, сердца и утробы испытывающий (Пс. 7, 10) и воздающий каждому по делам его (Пс. 61, 13), – да обходятся чистосердечно с ближними; и да научатся, что языком говорят, и на сердце иметь и, что словом объявляют, самим делом показывать.
* * *
Со всяким человеком обходись без лести, но просто, – так, как сам с собой. Каковым внешне ему являешься, таковым и внутри будь; и что ему говоришь и на устах твоих имеется, то должно быть и на сердце твоем. Ибо лесть и коварство – это дела пагубных людей, и в сердцах их диавол живет, который лести и коварству их научает на прельщение наше. Берегись же лукаво и коварно с ближним поступать, тогда не подашь в сердце твоем место диаволу, и он не завладеет тобой и не поведет тебя, как пленника.