Источник

Кротость

Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7, 60), – и тогда116 говорил я, кстати вспомнив слова Стефана, и ныне молюсь. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим (1Кор. 4, 12–13). А если несправедлив я перед вами в том, что, видя себе насилия, терплю, то простите мне эту несправедливость: и от других терпел я, когда мне делали насилия. Благодарю, что кротость вменена мне в безумие! Ибо гораздо возвышеннее, нежели как надлежало бы рассуждать, подражая вам (арианам), рассуждаю я так: что составит это в сравнении с теми плевками и пощечинами, какие претерпел Христос, за Которого и для Которого подвергаемся опасностям? Всего этого не сравню с одним – с терновым венцом, увенчавшим нашего Победителя, у Которого и я учусь венчаться скорбями жизни; не сравню с одной тростью, которой прекращено изветшавшее владычество; не сравню с одной желчью, с одним уксусом, которыми исцелено горькое вкушение; не сравню с одним долготерпением в страдании (1).

* * *

Об Александре117 же рассказывают, что при осаде одного эллинского города, когда неоднократно рассуждал он, что делать с этим городом, Парменион118 однажды сказал ему: «Если бы я был Александром, то не пощадил бы этого города». Но Александр отвечал: «И я не пощадил бы, если бы я был Парменионом. Тебе прилична жестокость, а мне кротость». И город избег опасности (2).

* * *

Справедливо будет упомянуть о Констанции119, который, как сказывают, произнес однажды достопамятное слово. Какое же это? Один сановник хотел раздражить его против нас120, потому что не терпел многих преимуществ, какие были даны нам. Ибо Констанций, сколько известно, был благочестивейший государь. Сановник, между прочим, сказал и такое слово: «Какое животное так кротко, как пчела? Но и она не щадит тех, которые сбирают ее соты». Царь выслушал это и отвечал: «Ужели же не знаешь, превосходный мой, что жало не безвредно и для самой пчелы? Она жалит, но в то же время и сама погибает» (2).

* * *

Послушай, чего желает кротким Христос, когда перечисляет блаженства и определяет меру будущих надежд (см. Мф. 5, 5). С этой целью дает Он тебе и сообразные законы. Тебя ударили в ланиту? Для чего же допускаешь, чтоб другая твоя ланита оставалась без приобретения? Если первая потерпела это непроизвольно, невелика ее заслуга, и тебе, если хочешь, остается сделать нечто большее, а именно – произвольно подставить другую ланиту, чтобы сделаться достойным награды. С тебя сняли хитон? Отдай и другую одежду, если она есть у тебя; пусть снимут даже и третью: ты не останешься без приобретения, если предоставишь дело это Богу. Нас злословят? Будем благословлять злых. Мы оплеваны? Поспешим приобрести почесть у Бога. Мы гонимы? Но никто не разлучит нас с Богом; Он – единственное неотъемлемое наше сокровище. Проклинает тебя кто-нибудь? Молись за клянущего. Грозит сделать тебе зло? И ты угрожай, что будешь терпеть. Приступает к исполнению угроз? Твой долг – делать добро. Таким образом приобретешь две важные выгоды: сам будешь совершенным хранителем закона, да и оскорбителя твоего кротость твоя обратит к кротости же и из врага сделает учеником, преодолев тем самым, что он взял над тобою верх (2).

* * *

Кротость не приводит в стыд людей негодных (2).

* * *

116

Свт. Григорий намекает на покушения еретиков против его жизни.

117

Александр Македонский – великий античный полководец и завоеватель IV в. до н.э. – Прим. ред.

118

Парменион – полководец Александра Македонского, занимал после царя наиболее высокое положение.– Прим. ред.

119

Kонстанций – римский император, отец Kонстантина Великого. – Прим. ред.

120

Против православных.


Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Комментарии для сайта Cackle