Источник

Словарь богослужебных терминов

Аллилуарий, или аллилуиарий, – стих или, точнее, стихи из псалмов, которые читаются на литургии по прочтении Апостола перед чтением Евангелия. Перед чтением Евангелия чтец произносит: «Аллилуиа», ему вторит хор, затем чтец произносит аллилуиарий, а хор снова поет: «Аллилуиа». По содержанию аллилуиарий связан с евангельским текстом, который читается вслед за ним.

Амвон (греч. «восхождение») – выступающая полукругом часть солеи (греч. «возвышение»; возвышенное место вдоль всего иконостаса) напротив царских врат. Амвон знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь (гору, корабль), так как на амвоне читается Евангелие, а также камень, отваленный ангелом от гроба Господня.

Антидор (греч. «вместо Дара») – часть служебной просфоры (хлеба, употребляемого для совершения таинства Евхаристии), из которой на Божественной литургии, а именно на первой ее части – проскомидии, – священнослужитель вынимает Святой Агнец – часть просфоры с печатью ИсХс Ника – Иисус Христос Победитель, предназначаемый к таинственному пресуществлению в Тело Господа Иисуса Христа. Оставшиеся части просфоры в конце литургии при пенни 33-го псалма («Благословлю Господа на всякое время, выну (всегда. – Ред.) хвала Его во устех моих…») раздаются верующим, не приобщавшимся Святых Таин, как бы в некоторую замену Святых Даров, отсюда и название – антидор. При большом стечении молящихся в качестве антидора раздаются части второй служебной просфоры – Богородичной.

Антиминс – четырехугольный плат с изображением положения во гроб Господа Иисуса Христа и с частицей святых мощей. Слово «антиминс» переводится как «вместопрестолие», то есть такой священный предмет, который, заменяя собою престол, и сам является престолом, потому что на антиминсе, по слову святителя Симеона, «…совершается все, что на Божественной трапезе» и «священнодействуется живой Хлеб небесный». В молитве на освящение престола антиминсы названы также жертвенниками, на которых должна совершаться бескровная жертва. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно. Святые мощи, влагаемые в антиминс, служат напоминанием о том, что первые христиане совершали Божественную литургию на гробах мучеников.

Антифон (греч. «противогласие») – песнопения, взятые большей частью из ветхозаветных книг и исполняемые попеременно двумя хорами, стоящими друг против друга (как правило, на правом и левом клиросах храма). В сущности, антифон – это не форма богослужебных песнопений, как тропарь, кондак, стихира, а, скорее, способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Антифоны возвещают, главным образом, пришествие Сына Божия на землю и все дела Его; антифоны на двунадесятые Господские праздники содержат объяснение празднуемого события. Антифоны на литургии состоят из трех частей и поются три раза в честь Святой Троицы.

Богородичны – стихиры, тропари и каноны в честь Божией Матери.

Великий пост – многодневный пост перед праздником Пасхи. Великий пост составляют: пост святой Четыредесятницы и пост Страстной седмицы. Пост Четыредесятницы длится сорок дней – в воспоминание сорокадневного поста Господа Иисуса Христа перед выходом Его на общественное служение (см.: Мф. 4:1–11; Мк. 1:12–13; Лк. 4:1–13). Великий пост начинается с понедельника после недели сыропустной, или прощеного воскресенья. Каждая седмица поста называется по порядку следования: первой, второй, третьей и т.д. седмицей Великого поста и заканчивается неделей (то есть воскресеньем), посвященной особому воспоминанию (см. об этом: Четыредесятница). После шести недель Четыредесятницы следует Страстная седмица, посвященная воспоминанию страданий (страстей) Господа. Она начинается после праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья). Каждый из дней Страстной седмицы посвящен особому воспоминанию и называется великим: великий понедельник, великий вторник и т.д.

Великим этот пост называется как по продолжительности его, так и по степени воздержания, молитвенного напряжения и покаяния. Великий пост установлен Церковью для достойного покаяния, обновления единения верующих с Богом и приготовления к празднику праздников – Пасхе Христовой.

Величание – краткое песнопение, в котором прославляется празднуемое событие или лицо. Величание поется на полиелее, самой торжественной части праздничного всенощного бдения и многократно повторяется со стихами избранного псалма (то есть сборного, составленного из стихов разных псалмов), пока совершается каждение храма.

Вечерня – первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца, чин которого установлен в первые века христианства. Начинается вечерня 103-м псалмом, называемым поэтому «предначинательным», прославляющим величие Творца; затем следует великая ектения (ряд прошений, произносимых диаконом либо священником), чтение очередной кафизмы Псалтири (150 псалмов которой разделены на двадцать кафизм, или групп), пение 140-го и 141-го псалмов («Господи, воззвах») с присовокуплением соответствующих стихир. Затем поется вечерняя песнь «Свете тихий», возглашается прокимен (стих из Псалтири, предшествующий чтению книги «Апостол» либо паримий – глав ветхозаветных книг, прообразующих либо непосредственно прорицающих то или иное событие новозаветной истории). Заканчивается вечерня сугубой ектенией (усиленной молитвой, прошением) и отпустом – отпустительной молитвой священника. От обычной вечерни отличается вечерня великая, которая, соединяясь с утреней в составе всенощного бдения, совершается накануне воскресных и праздничных дней. Вечерня малая – сокращение обыкновенной вечерни, без ектении и кафизмы – совершается только перед всенощным бдением.

Всенощное бдение, или всенощная, – богослужение суточного круга, совершаемое в канун воскресных и праздничных дней. Название происходит от обычая древней Церкви совершать службу в течение целой ночи, до рассвета. Состоит из вечерни, утрени и 1-го часа (или из великого повечерия и утрени). На праздничном всенощном бдении бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (масла) – в воспоминание о трапезах первых христиан в промежутках между долгими богослужениями.

Вход – прохождение священнослужителей при отверстых царских вратах в предшествии свещеносца вокруг престола или от жертвенника через северные двери алтаря и затем через царские врата к престолу. Есть два входа: малый и великий. Малый вход также имеет два вида: вход с кадилом и вход с Евангелием; первый, как правило, совершается во все великие вечерни, второй – на литургиях Василия Великого или Иоанна Златоуста, после третьего антифона перед пением Трисвятого. Великий вход бывает только на литургии, его содержание – перенесение преждеосвященных или приготовленных в настоящий день Святых Даров с жертвенника на престол во время пения «Херувимской» песни (название ее – от начальных слов песни: «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…») либо заменяющих ее песнопений. Вход с Евангелием символизирует явление Иисуса Христа на проповедь, вход со Святыми Дарами – Его крестный путь, смерть и погребение.

Глас – лад, или напев, в церковной голосовой музыке, заимствованный из греческой церковной певческой культуры. Каждый глас имеет свой музыкальный колорит и выражает определенный оттенок тех или иных чувствований христианина к Богу. Каждая седмица имеет свой глас – с 1-го по 8-й, – напев, или мелодия, которого доминирует в церковных песнопениях в течение всей недели. Следующая седмица (начиная с воскресной утрени) проходит уже под знаком другого, очередного гласа.

Годичный круг богослужений – порядок служб на протяжение всего года. Каждый день года посвящен памяти тех или иных святых или воспоминанию священных событий евангельской истории. Из всех праздников в году самым большим является Пасха – праздник светлого Христова Воскресения. За Пасхой следуют двенадцать праздников в честь Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, которые называются двунадесятыми. Есть также праздники и в честь великих святых и бесплотных сил небесных. Все дни годичного круга богослужения делятся на неподвижные, которые каждый год совершаются в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца, в зависимости от времени празднования Пасхи.

Губка – предмет церковной утвари, используемый в алтаре при совершении Божественной литургии. Представляет собой небольшой по размеру кусок натуральной греческой губки. Употребляется на литургии для отирания дискоса (священного блюда) над Чашей после опускания в нее всех частиц, лежавших на дискосе, которые священник предварительно вынимает из жертвенных просфор. Губка полагается на антиминсе и знаменует ту губку, которую, напитав желчью и оцтом (уксусом), подносили к устам страждущего на кресте Спасителя.

Двунадесятые, или дванадесятые, праздники – двенадцать (церковнослав.: дванадесять – двенадцать) праздников годового круга богослужения в честь Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Девять из них имеют постоянную дату празднования: Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября), Воздвижение честного и животворящего Креста Господня (14 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября), Рождество Христово (25 декабря), Крещение Господне (Богоявление) (6 января), Сретение Господне (2 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта), Преображение Господне (6 августа), Успение Пресвятой Богородицы (15 августа) (все даты – по старому стилю). Три из числа двунадесятых праздников – подвижные и совершаются в зависимости от дня празднования Пасхи: Вход Господень в Иерусалим – в последнее воскресенье перед Пасхой, Вознесение Господне – на сороковой день после Пасхи, День Святой Троицы (Пятидесятница) – на пятидесятый день (в седьмое воскресенье) после Пасхи. Праздник Пасхи не входит в число двенадцати, поскольку он есть высочайший – «праздник праздников и торжество торжеств».

Двупеснец – см. Канон.

Дикирий – двусвечник, употребляемый при архиерейском священнослужении; знаменует два естества Иисуса Христа – Божеское и человеческое. Во время богослужения архиерей с трикирием в правой руке и дикирием в левой крестообразно осеняет и благословляет молящихся. См. также Трикирий.

Догмат – богооткровенная истина, исповедуемая и преподаваемая Святой Церковью как непререкаемое и неизменное правило веры, основанное на Священном Писании. Краткое изложение основных православных догматов дано в Символе веры.

Догматик – песнопение в похвалу Пресвятой Богородицы, содержащее ряд догматов, которое поется на великой вечерне после стихир на «Господи, воззвах». В догматике прославляется Божия Матерь и содержится учение Святой Церкви о двух естествах Христовых – Божеском и человеческом, о воплощении Сына Божия и т.д.

Евхаристия (греч. «благодарение») – главнейшее из семи таинств Православной Церкви, совершаемое на Божественной литургии: приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых (Святых Тайн) и их причащение. В таинстве Евхаристии Церковь приносит благодарственную, хвалебную, умилостивительную и молитвенную жертву Богу за спасение всех людей – живых и умерших. Таинство Евхаристии установлено Самим Спасителем на Тайной вечере: «…взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28); «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Апостол Павел называет Евхаристию возвещением смерти Господней: «…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:26) – потому, что именно Голгофской жертвой, Своей крестной смертью Спаситель совершил таинство нашего искупления. В таинстве Евхаристии Хлеб и Вино таинственным наитием и действием Святого Духа претворяются (пресуществляются) в истинные Тело и Кровь Христовы. И если в других святых таинствах верующие получают благодатные дары Святого Духа, то в таинстве Евхаристии они приемлют в себя Самого Господа, соединяются с Ним и делаются причастными Его Божественного естества (2Пет. 1:4).

Ектения, или эктения (греч. «усердие», «протяженность»), – пространное молитвенное прошение к Богу, начинающееся словами: «Миром Господу помолимся». Возглашается диаконом либо (в отсутствие диакона) священником. Ектении – существенная часть богослужения, за которым, помимо великой, возглашаются еще три вида ектений: просительная (в которой молящиеся просят «дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна и безгрешна»; ангела мирного, верного наставника, хранителя души и телес; всего доброго и полезного душам; мира всему миру; безболезненной и непостыдной кончины жизни и доброго ответа на Страшном суде, и т.д.), сугубая (начинается словами: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем») и малая, состоящая из трех возгласов и начинающаяся словами: «Паки и паки (то есть снова и снова) миром Господу помолимся». После каждого прошения на ектениях хор поет: «Господи, помилуй». Кроме четырех главных ектений есть еще две: ектения об оглашенных (произносится на литургии) и ектения об умерших (произносится на панихидах и при погребении умерших).

Заамвонная молитва – читается священником «за амвоном», среди народа. Священник по окончании литургии выходит через царские врата, сходит с амвона и, стоя лицом к алтарю, читает молитву, которая начинается словами: «Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое…»

Заговенье – последний день перед началом многодневного поста, в который разрешается вкушение скоромной пищи (мяса, молока, яиц и т.д.).

Задостойник – ирмос 9-й песни канона утрени, который поется на Божественной литургии «за» (то есть «вместо») песнопения в честь Богородицы «Достойно есть…» Задостойники поются на Пасху, двунадесятые праздники, на Обрезание Господне, в субботу Лазареву, в Великий четверг и Великую субботу.

Изобразительны (в просторечии обедница) – богослужение, расположенное в Часослове после службы 6-го часа и совершаемое вместо литургии, когда ее не бывает, или соединяемое с литургией, когда она совершается. Название изобразительных дано потому, что они есть изображение, то есть некоторое подобие или образ Божественной литургии.

Икос (греч. «дом») – песнопение, прославляющее святого или празднуемое событие. Икос более подробно и пространно раскрывает содержание кондака (то есть кондак – это тема, а икос – ее развитие). См. также Кондак.

Ипакои (греч. «повиновение», «послушание», «внимательное слушание») – песнопение, полагаемое в воскресные и праздничные дни вместо седальнов. В отличие от седальнов (во время пения или чтения которых дозволяется сидеть), ипакои требует более внимательного слушания – стоя, не расслабляясь телом, а вместе с ним – и духом.

Ирмос (греч. «связь», «соединение») – поется перед первым тропарем каждой из песен канона и, являясь образцом, по которому составлены другие тропари той же песни, служит для них связью. Ирмосами весь канон связывается в одно целое. Содержание ирмосов взято, большей частью, из ветхозаветных песней, ставших прообразами новозаветных событий. См. также Канон.

Канон (греч. «прямой шест», «мера», «линейка») – одна из форм православной гимнографии; ряд песнопений – ирмосов и тропарей, связуемых в одно целое единством предмета (например, воспоминание события из евангельской истории или прославление святого). Канон разделяется на песни; каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса, поемого хором («ликом») и связующего песни из Священного Писания с празднуемым событием, и тропарей – стихов, раскрывающих содержание этого события. Обычно канон состоит из девяти или восьми песней (полный канон); но есть каноны из четырех, трех и двух песней, называемые соответственно четверопеснцами, трипеснцами и двупеснцами. Полные каноны читаются в дни воскресные и праздничные, неполные – во время Великого поста. Каждому тропарю канона предшествует припев, соответствующий содержанию этого канона. Например, в каноне воскресном – «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», в каноне Божией Матери – «Пресвятая Богородице, спаси нас», в каноне святому (преподобному) – «Преподобне отче наш (имярек), моли Бога о нас». Припевы и тропари канона, как правило, читаются; целиком поется только пасхальный канон.

Канонарх (греч. «начальник канона») – клирик, обязанностью которого является предначинание некоторых песнопений. Канонарх возглашает что и на какой глас будет петься, а затем провозглашает каждую строку песнопения, которая вслед за ним повторяется хором. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Катавасия (греч. «схождение») – ирмос, повторяемый после пения всей песни канона. По уставу для пения катавасии певцы левого и правого клиросов сходятся на середину храма.

Катехизис, или катихизис (греч. «поучение», «наставление»), – наставление в вере, краткое и ясное изложение основных понятий христианского учения в форме вопросов и ответов. Уже в древней Церкви существовали письменные наставления по катехизации – например, некоторые главы в «Словах о священстве» Иоанна Златоуста и сочинение блаженного Августина (354–430) «О том, как наставлять в вере людей простых». В России наиболее известны катехизисы митрополита Киевского Петра Могилы († 1647) и Московских митрополитов Платона († 1812) и Филарета († 1867).

Кафедра (греч. «возвышенное место», «седалище») – кресло архиерея, стоящее в алтаре на горнем месте (возвышении в центральной части алтаря у восточной стены против престола), а также кресло (седалище), стоящее на архиерейском амвоне (возвышении в центре средней части храма), на котором при богослужении в определенное уставом время сидит архиерей.

Кафизма (греч. «сидение») – чтение из Псалтири. Вся Псалтирь, содержащая 150 псалмов, разделена на 20 частей – кафизм. Каждая кафизма в свою очередь разделяется на три части («Славы»), каждая из которых оканчивается словами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!» Название «кафизма» указывает на древний обычай сидеть во время чтения тропарей, положенных между кафизмами, отчего эти тропари были названы седальными. См. также Псалтирь.

Кондак (греч. «домик») – краткое песнопение, в котором излагается догматическое или историческое значение празднуемого события или прославляются подвиги святого, память которого совершается в этот день. Как правило, за кондаком следует икос, который раскрывает содержание кондака. См. также Икос.

Лик (греч. «хорос» – собрание поющих; торжественное собрание) – церковный хор, певчие. В древности христианское богослужение состояло из молитв и возгласов (то есть заключительных слов молитвы, произносимых возвышенным, более громким голосом) священнослужителей и из ответных пений и возглашений народа. Название «лик» – народ – сохранилось в богослужебных книгах до настоящего времени; но ныне вместо всего народа на возгласы священника отвечает и поет песнопения не весь народ, а певцы, составляющие хор.

Лития (греч. «коленопреклонение») – усиленное моление. В некоторых случаях лития совершается вне храма и соединяется с молебным пением и крестным ходом; на великой праздничной вечерне лития совершается в притворе или на середине храма; кроме того, лития совершается при поминовении усопших. На всенощном бдении, когда бывает лития, совершается благословение хлебов, пшеницы, вина и елея.

Литургия (греч. «общее дело», «общее служение») – самое главное и высокое богослужение в христианской Церкви; все прочие богослужения в течение суток являются приготовлением к служению литургии. За Божественной литургией священнодействуется воспоминание Тайной вечери Иисуса Христа и совершается таинство святого Причащения – Евхаристия. Первоначально чинопоследование литургии было составлено апостолом Иаковом и в несколько сокращенном виде стало основой всей последующей литургической практики. В дальнейшем это чинопоследование было немного сокращено святителем Василием Великим (литургия святителя Василия Великого совершается десять раз в году). Затем еще более сокращено святителем Иоанном Златоустом. Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается в большую часть года за исключением святой Четыредесятницы. В среду и пятницу святой Четыредесятницы служится литургия Преждеосвященных Даров, составленная святителем Григорием Двоесловом. Во время ее не совершается таинство Евхаристии, но употребляются Святые Дары преждеосвященные, то есть освященные перед этим в воскресный день, на полной литургии святителя Василия Великого.

Молебен – особое богослужение, совершаемое по какой-либо общественной (например, о ниспослании дождя, о прекращении эпидемии, войны, стихийных бедствий и т.п.) или частной нужде (например, о здравии близких, о благополучном путешествии, об успехе начинаемого дела и т.п.). Помимо просительных служатся благодарственные молебны, на которых свидетельствуется благодарность Богу, Богородице, тому или иному святому за ниспосланное благодеяние и заступничество перед Господом. Молебны по составу подобны утрене и могут включать в себя канон и чтение соответствующих Апостола и Евангелия. Если к молебну присоединяется чин водоосвящения, что практикуется во многих православных храмах, молебен носит название «водосвятный».

Недели, приготовительные к Великому посту, – приготовительные и предшествующие Великому посту недели (то есть воскресенья). Приготовление к Великому посту (и начало пения Постной Триоди) начинается неделей о мытаре и фарисее, названной по притче, которая в эту неделю читается на литургии в Евангелии (Лк. 18, 10–14). В богослужебных песнопениях этой недели и следующей за ней седмицы Святая Церковь обличает гордость и возвышает смирение. Следующая приготовительная неделя называется неделей о блудном сине, также по читаемой на литургии евангельской притче (Лк. 15:11–32). В песнопениях этой недели Церковь призывает к покаянию изображением неизреченного милосердия Божия ко всем грешникам, которые обращаются к Богу с искренним раскаянием. Третья приготовительная неделя – мясопустная – о Страшном суде, – называемая также по литургийному Евангелию (Мф. 25:31–46). Суббота перед ней – вселенская родительская (то есть поминальная), в которую совершается память «всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». В эту неделю совершается заговенье на мясо (отсюда название – мясопустная), то есть в последний раз перед Великим постом на трапезе разрешается вкушение мяса. Седмица, следующая за мясопустной неделей, называется сырной, или масленицей. Последняя неделя перед Великим постом – сыропустная – воспоминание Адамова изгнания (из рая), или прощеное воскресенье. В этот день совершается заговенье на Великий пост, то есть в это воскресенье последний раз перед постом разрешается вкушение сыра, молока, яиц и проч. После прощеного воскресенья начинается первая седмица Великого поста.

Неделя о мытаре и фарисее – см. Недели, приготовительные к Великому посту.

Неделя о блудном сыне – см. Недели, приготовительные к Великому посту.

Неделя о Страшном суде, мясопустная – см. Недели, приготовительные к Великому посту.

Неделя воспоминания Адамова изгнания, сыропустная – см. Недели, приготовительные к Великому посту.

Непорочны – наименование 17-й кафизмы Псалтири, названной так по первым словам 118-го псалма, целиком составляющего эту кафизму: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господне». Непорочны являются составной частью торжественного воскресного, а также заупокойного богослужения.

Оглашенные – в раннехристианской Церкви этим именем назывались люди, еще не принявшие святое крещение, и поэтому не ставшие «верными», то есть полноправными членами Церкви, имеющими право участвовать в церковных таинствах и, в частности, в таинстве Евхаристии. В чинопоследовании литургии одна из ее частей так и называется: «литургия оглашенных». После чтения Апостола и Евангелия, ектении об оглашенных и диаконского возглашения: «Оглашенные, изыдите», – они должны покинуть храм, не имея права присутствовать на «литургии верных» и участвовать в таинстве Евхаристии. В древней Церкви готовящихся ко святому крещению «оглашали» с церковного амвона, то есть объявляли присутствующим об их намерении стать полноправными членами Церкви. Перед святым крещением с ними проводились огласительные беседы, в которых им преподавались основные догматы христианской веры. Такой период подготовки ко вступлению в Церковь мог быть весьма длительным.

Октоих (греч. «осьмогласник») – богослужебная книга, которая заключает в себе последования служб с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения седмичного круга, то есть на каждый день седмицы (недели). Эти службы поются в продолжение седмицы одним напевом (гласом). В «Октоихе» содержится восемь гласов – на восемь седмиц; отсюда и название книги – «Осьмогласник», или «Октоих».

Отдание праздника – последний день попразднества (периода после двунадесятого праздника, в который в богослужении продолжается воспоминание празднуемого события). Отдание отличается от дней попразднества большей торжественностью богослужения, потому что в этот день во многом повторяются молитвословия праздника.

Отпуст, или отпуск, – заключительная часть богослужения, когда молящиеся «отпускаются» из храма. Священник, стоя в царских вратах лицом к народу, произносит отпуст – благословение, в котором выражается желание, чтобы Господь, молитвами Богородицы и святых, спас и помиловал молящихся.

Паримия (греч. «притча», «иносказание») – избранное чтение из Священного Писания Ветхого, иногда Нового, Завета, которое содержит пророчество о воспоминаемом празднуемом событии или святом. Например, в праздник Пятидесятницы в паримиях читаются пророчества о сошествии Святого Духа: «…излию Духа Моего на всякую плоть…» (Иоил. 2:28), «…прииму вас от язык… и очищу вы. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам… Дух Мой дам в вас» (Иез. 36:24–27); в навечерие Рождества Христова читаются пророчества из книги пророка Исаии о рождении от Девы Еммануила, то есть Богочеловека; из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На Богородичные праздники читается паримия из книги Бытия о виденной Иаковом лествице, прообразовавшей собою Божию Матерь, соединившую небо и землю и вместившую в Себя невместимого небесами Господа Иисуса Христа.

Песнь Богородицы – песнь Пресвятой Богородицы (см.: Лк. 1:46–55) в церковном уставе называется «Честнейшую», поскольку после каждого тропаря песни следует припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем». Поется перед 9-й песнью канона, – кроме тех случаев, когда (в великие праздники) к 9-й песни положены особые припевы.

Плащаница (греч. «полотно») – большой прямоугольный плат из полотняной, шелковой или бархатной материи с живописным или вышитым изображением умершего Христа Спасителя, орудий Его страданий, а также погребавших Его святых Иосифа и Никодима и свидетельниц погребения – Божией Матери и святых жен мироносиц. В конце вечерни Страстной пятницы при пении тропарей «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси к смерти» и «Мироносицам женам» святая плащаница на главе священника выносится из алтаря на средину храма и там остается до начала пасхальной утрени для общего поклонения и благоговейного лобызания. Затем она переносится в алтарь и полагается на святом престоле, где пребывает до отдания праздника Пасхи в ознаменование сорокадневного пребывания Господа на земле по Его воскресении.

Повечерие – богослужение суточного круга, входящее в состав вечернего богослужения. Повечерие бывает малое и великое. Великое повечерие состоит из трех частей. В первой части поется песнопение, прославляющее пришествие в мир Спасителя: «С нами Бог»; вторая – имеет покаянный характер; третья – хвалебная. Малое повечерие представляет собой значительное сокращение великого.

Полиелей (греч. «обилие масла, елея», «многомилостивый») – составная часть чинопоследования воскресной или праздничной утрени. Полиелей состоит из торжественного песнопения, включающего в себя стихи 134-го и 135-го псалмов (называемых поэтому полиелейными) «Хвалите имя Господне…», тропаря или величания, чтения Евангелия. Во время полиелея в храме зажигаются все светильники.

Полунощница – богослужение суточного круга, совершаемое в полночь или в любой час ночи до утра. Служба полунощницы установлена, во-первых, с тем, чтобы напоминать верующим молитвенный полуночный подвиг Христа перед отшествием Его на страдания (см.: Мф. 26:36–44; Мк. 14:32–39; Лк. 22:41–46); во-вторых, для постоянного памятования о дне второго пришествия Христова, которое, по церковному преданию, основанному на евангельской притче о десяти девах (см.: Мф. 25:1–13), наступит в полночь; в-третьих, для призыва верующих и в полночь подражать ангелам, немолчно прославляющим Господа. Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная.

Попразднество, или попразднство, – продолжение праздника. В дни попразднества, наряду с песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь продолжает прославлять событие праздника, а также участников этого события. Число дней попразднества бывает разным – от одного до восьми.

Пост – воздержание на какое-то время от чувственных, плотских удовольствий: определенной пищи (мяса, молочных продуктов), зрелищ, мирского общения, «пустых разговоров» и т.п. Пост для христианина есть время особого молитвенного сосредоточения, покаяния и милосердных дел. Пост является средством для укрепления в христианине духовно-нравственных стремлений и возобладания их над чувственно-телесными. В Православной Церкви посты делятся на многодневные и однодневные. Многодневными являются посты: Великий – перед праздником Пасхи; Петров, или Апостольский, – перед празднованием памяти апостолов Петра и Павла; Успенский – перед праздником Успения Пресвятой Богородицы; Рождественский, предваряющий праздник Рождества Христова. К числу однодневных относятся посты в среду и пятницу, установленные соответственно в воспоминание предания Спасителя на страдания и самых Его страданий и смерти. (В некоторые седмицы поста в среду и пятницу нет. Такие седмицы называются сплошными: пасхальная седмица; седмица Пятидесятницы; святки – период в двенадцать дней от праздника Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня (навечерия Богоявления), седмица мытаря и фарисея и седмица сырная (масленица) – перед началом Великого поста.) Однодневными являются также посты в праздник Воздвижения Креста Господня, 14 сентября; в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа; в навечерие Богоявления, 5 января.

Предпразднество, или предпразднство, – день перед двунадесятым праздником, в который Святая Церковь в богослужении приготовляет верующих к празднику. В дни предпразднества, наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в этот день святым, Церковь предлагает песнопения в честь наступающего праздника. Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднества, за исключением Рождества Христова и Богоявления, у которых соответственно пять и четыре предпразднственных дня.

Престол – важнейшее место в церковном алтаре. По слову святителя Симеона Солунского, «священнейший алтарь в сем месте образует пренебесное и то, что превыше небес, где поставлен престол невидимого Бога». Престол представляет собой четырехугольный стол, утвержденный среди алтаря с особым молебствием, омытый благовонной водой, окропленный освященной водой, помазанный священным миром и облеченный священными одеждами; на престоле приносится великая бескровная жертва Тела и Крови Христовых. Он именуется святым престолом потому, что знаменует небесный Престол Царя Славы, Судии и Господа нашего Иисуса Христа; он именуется также святою трапезою, ибо на нем предлагаются верующим Святые Дары, питающие в жизнь вечную, а также он есть образ трапезы на Тайной вечере; престол называется также святым жертвенником, ибо в тайнственном священнодействии на нем Иисус Христос Сам приносит Себя в жертву за спасение мира. На престоле полагаются: антиминс, завернутый в плат; сверху антиминса полагается напрестольное Евангелие; по обеим сторонам Евангелия – престольные кресты; впереди Евангелия – дарохранительница (ковчег, в котором хранятся Святые Дары, освященные для священнодействия литургии Преждеосвященных Даров).

Пресуществление Святых Таин. Слово «пресуществление» в церковно-славянском языке означает перемену какой-либо одной сущности на другую. Пресуществление Святых Тайн за Божественной литургией в таинстве Евхаристии означает «преложение», или превращение, жертвенного хлеба (просфоры) и виноградного вина в истинные Тело и Кровь Христовы по слову Спасителя на Тайной вечере: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», и: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Эти слова Спасителя повторяет в евхаристической молитве священнодействующий перед престолом иерей наряду с другими тайными молитвами: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем (то есть с умилением. – Ред.) низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия». Благословляя Святой Хлеб, иерей молился: «И сотвори убо Хлеб сей, Честное Тело Христа Твоего»; и Святую Чашу: «А еже в Чаши сей – Честную Кровь Христа Твоего». И благословляя Святые Дары вместе: «Преложив Духом Твоим Святым» (то есть просит Бога, чтобы Он силою Духа Святого преложил (пресуществил) Хлеб в Тело Христово, а Вино в Кровь Христову). Блаженный Нил, первый ученик святителя Иоанна Златоуста, в послании к Филиппу Схоластику пишет: «Касательно Божественных Тайн знай, что прежде молитвы иерея и сошествия Святого Духа они бывают простым хлебом и обыкновенным вином. После же страшных призываний и сошествия Животворящего, поклоняемого и благого Духа, веруем и исповедуем Хлеб и Вино, положенные на святую трапезу (то есть на престол. – Ред.), уже не простыми, но Телом и Честною Кровию Христа Бога всяческих».

Припев, или запев, канона – см. Канон.

Причастен, или киноник (греч. «приобщение», «причастие»), – стих, который поется на Божественной литургии во время причащения священнослужителей в алтаре. По содержанию причастны соответствуют празднуемому событию или воспоминаемому святому, и потому разделяются на причастны дня, святого и праздника.

Прокимен (греч. «предлагаемый впереди») – стих из Псалтири, используемый применительно к значению праздника или дня, который произносится перед чтением Священного Писания: паримий, Апостола и Евангелия. Прокимен прообразовательно выражает главную мысль читаемого. Прокимен сопровождается другим стихом или многими стихами, которые служат ему дополнением и шире раскрывают его смысл.

Пролог – книга, содержащая сокращенные повествования о святых и праздниках, расположенные по дням года. Другое название Пролога – Синаксарий. См. также Синаксарь.

Прощеное воскресенье – см. Недели, приготовительные к Великому посту.

Псалом избранный – то есть сборный, составленный из стихов разных псалмов, подходящих по смыслу к празднику. Псалом избранный читается чтецом переменно с пением величания на праздничной утрене.

Псалтирь, или Книга псалмов, – книга Ветхого Завета, употребляемая в богослужении сначала в Ветхозаветной, а затем в Христианской Церкви. Псалтирь содержит 150 (по греческой и славянской Библии – 151) псалмов, или песней, излагающих благочестивые излияния сердца при разных обстоятельствах жизни. По словам святителя Афанасия Александрийского, Псалтирь – это зеркало, в котором грешная человеческая душа не только видит себя в настоящем виде, со всеми недугами, страстями, беззакониями, но и находит врачевание и утешение в псалмах. Псалтирь разделена на двадцать кафизм, которые, в свою очередь, разделены на три «Славы», то есть небольшие отделения, после которых читается: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!»

Светилен, или ексапостиларий, – песнопение на утрене после 9-й песни канона. Эта нигде больше не повторяющаяся песнь утрени занимает в богослужении исключительное место. Как показывает само ее название – светилен – она воспевает Бога как Свет и Подателя света, например, светилен Пятидесятницы: «…свет Отец, свет Слово, свет и Святый Дух»; светилен Преображения Господня: «Свете неизменный, Слове, света Отца нерожденна, в явленнем свете Твоем днесь на Фаворе свет видехом Отца, свет и Духа, светом наставляющаго всю тварь». Светилен праздника прославляет празднуемое событие.

Седален – тропарь, во время которого церковным уставом дозволяется сидеть. Седальны поются на утрене после чтения кафизм, полиелея и 3-й песни канона, а также на вседневном малом повечерии после 6-й песни канона Богородице. См. также Кафизма.

Седмица сырная, масленица – см. Недели, приготовительные к Великому посту.

Седмицы сплошные – см. Пост.

Символ веры – краткое и в то же время исчерпывающе полное изложение основных догматов Христианской Церкви. Православный Символ веры в его окончательном виде был утвержден в IV веке на Никейском (325) и Константинопольском (381) Вселенских Соборах и потому называется Никео-Константинопольским Символом веры. Православный Символ веры разделен на двенадцать частей, или членов, каждый из которых содержит особый догмат православного вероучения. Исповедание Символа веры обязательно для каждого приобщающегося ко Святой Церкви в таинстве крещения; во время Божественной литургии Символ веры поется всеми верующими; Символ веры – составная часть утренних молитв в православных молитвословах.

Синаксарь, или синаксарий (в греч. «сведение», «собрание»; в более узком значении: «собрание в воспоминание Святой вечери и самое воспоминание Святой вечери»). В богослужебных книгах (Триоди Постной и Цветной) синаксарий – собрание исторических сведений о празднике или о празднуемом святом. Обычно синаксарий читается после 6-й песни праздничного канона. Синаксарии напечатаны в Триодях и Минеях. Свод синаксариев составляет церковную книгу, называемую «Пролог».

Славите – так в богослужебных книгах иногда называется стихира, которая поется на вечерне (в период пения Цветной Триоди) после пения «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и передает содержание воскресного Евангелия, читаемого на утрене.

Славословие великое – песнопение «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…», которое поется на утрене и оканчивается Трисвятым: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас». Если же славословие не поется, но читается, оно оканчивается молением: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». В основе великого славословия лежит песнь, воспетая ангелами при Рождестве Христовом (Лк. 2:14).

Стихира (греч. «многостишие») – священное песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером и большей частью предваряемых стихами из Священного Писания. По различию стихов Писания, предваряющих стихиры, они бывают трех видов: «стихиры на «Господи, воззвах», которые поются на вечерне после 140-го псалма («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя»); 2) стихиры стиховны, или на стиховне, предваряемые стихами из разных книг Священною Писания соответственно воспоминанию дня или памяти святого; поются в конце вечерни и в конце утрени, когда нет великого праздника; 3) стихиры на хвалитех, или хвалитны, то есть те, которым предшествуют стихи из так называемых хвалитных псалмов – 148, 149 и 150-го, где часто встречается слово «хвалите»; поются в конце утрени.

Стиховны, или стихиры на стиховне, – см. Стихира.

Страстная седмица (церковнослав. страсть – страдание) – посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, предания Его на поругание и смерть, крестных страданий, смерти и погребения. По величию событий, воспоминаемых в Страстную седмицу, каждый день ее именуется великим (Великий понедельник, Великий вторник и т.д.) и посвящен особому воспоминанию. В Великий понедельник воспоминается иссушение Господом бесплодной смоковницы, которая служит образом книжников и фарисеев. В Великий вторник – обличение Спасителем книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах. В Великую среду – жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, и этим приготовившая Христа к погребению. Великий четверг посвящен воспоминанию совершившихся в этот день важнейших евангельских событий: Тайной вечери и установлению на ней таинства Евхаристии; умовения Господом ног ученикам перед Тайной вечерей; молитвы Спасителя в Гефсиманском саду и предательства Иуды. В Великую пятницу воспоминаются осуждение на смерть, крестные страдания и смерть Спасителя. В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, сошествие Его во ад и введение в рай благоразумного разбойника. См. также Великий пост.

Трикирий – подсвечник с тремя свечами, употребляемый архиереем (епископом, митрополитом, патриархом) во время священнослужения; символизирует Троическую сущность Бога как Отца, Сына и Святого Духа. См. также Дикирий.

Триодь Постная – содержит службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней годичного круга, которые составляют дни, приготовительные к Великому посту, и самый пост. Период пения Постной Триоди начинается за три недели до Великого поста неделей о мытаре и фарисее. Общий тон Постной Триоди – молитвенно-покаянный, все песнопения и чтения своей глубокой назидательностью располагают к молитве и посту, вызывают стремление к покаянию и исправлению. Постная Триодь является училищем благочестия, учит аскетике и православному богословию.

Триодь Цветная – богослужебная книга, которая содержит службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней годичного круга, начинающихся праздником Святой Пасхи и заканчивающихся неделей Всех святых. Молитвословия Цветной Триоди прославляют Воскресение Господа Иисуса Христа и события, совершившиеся по Воскресении Господнем, включая Вознесение Господне и сошествие Святого Духа на апостолов.

Трипеснец – см. Канон.

Трисвятая песнь, или Трисвятое, – молитва «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас», которая представляет собой распространение песни Серафимов в видении пророка Исаии (Ис. 6:1–3). Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что эта молитва относится к временам древнехристианской Церкви. Общецерковное употребление Трисвятого начинается с V века, когда, по преданию, эта песнь была услышана от ангелов отроком, поднятым на воздух во время покаянного молебна по случаю землетрясения в Константинополе. Отрок слышал от ангелов только первую часть песни, а народ прибавил: «Помилуй нас».

Тропарь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или представляются главные события жизни и подвигов прославляемого святого. В более широком значении и другие церковные песнопения, даже если они имеют свои собственные названия – стихиры, седальны, ипакои, ирмосы канонов и следующие за ними стихи, – также являются тропарями.

Утреня, или заутреня, – одно из богослужений суточного круга, совершаемое в утренние часы. По содержанию утреня разделяется на три части: в первой христиане сокрушаются о своих грехах и испрашивают милости Божией на предстоящий день; во второй – прославляют воспоминаемого в этот день святого или празднуемое событие; в третьей – славословят Господа Иисуса Христа. Утреня бывает вседневная и праздничная. На вседневной утрени великое славословие читается. При совершении праздничной утрени великое славословие поется, а также присоединяется полиелей. В соединении с вечерней или великим повечерием утреня составляет всенощное бдение.

Хвалитны, или хвалитные стихиры, или стихиры на хвалитех, – см. Стихира.

Хиротония (греч. «рукоположение») – совершение таинства священства, возведение в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, священника и епископа. Хиротония совершается только епископом в алтаре во время Божественной литургии. Возложением рук епископа на главу посвящаемого сообщается Божия благодать священства (см.: Деян. 14:23) и передается апостольская преемственность этой благодати. С этой точки зрения все христианские деноминации, не имеющие законно поставленного епископата, хранящего и передающего апостольскую благодать, – безблагодатны и потому не могут совершать церковные таинства.

Часы – богослужения суточного круга, состоящие из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, соответствующих тому или иному времени суток и особенным обстоятельствам страданий Христовых; службы часов совершаются каждый день и поэтому называются вседневными. Как правило, совершение часов соединяется с другими службами: 1-й час – с утреней, 3-й и 6-й часы – с литургией, 9-й час – с вечерней. Служба 1-го часа установлена в воспоминание того, что в этот час осужден на смерть Господь Иисус Христос, 3-й час служит воспоминанием о суде Пилата, о мучениях Спасителя в претории, а также о сошествии Святого Духа на апостолов. На 6-м часе воспоминаются шествие Христа на Голгофу, Его пропятие на кресте и крестные страдания. На 9-м часе – великие предсмертные муки и смерть Спасителя. В некоторые дни года обычные часы не совершаются, вместо них служат другие часы, отличающиеся по своему составу. Таковы великопостные часы, царские часы и пасхальные часы – в Светлую седмицу, которые состоят из пасхальных песнопений – «Христос воскресе», «Воскресение Христово видевше» и т.д.

Часы царские, или великие, – совершаются в Страстную пятницу, а также перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. Царскими они называются потому, что первоначально они отправлялись в придворной церкви и на них всегда присутствовали византийские императоры, которым после богослужения возглашалось многолетие. Царские часы включают службы 1, 3, 6 и 9-го часов с чтениями паримии, Апостола и Евангелия о крестных страданиях и смерти Господа Иисуса Христа.

Четверопеснец – см. Канон.

Четыредесятница – первая часть Великого поста. Пост святой Четыредесятницы начинается в понедельник, следующий за неделей сыропустной (прощеным воскресеньем) и длится сорок дней – отсюда и его название. Пост Четыредесятницы еще при апостолах установлен Святой Церковью перед Пасхой в подражание сорокадневному посту Спасителя (Мф. 4:1–2) и для достойного покаяния и обновления нашего единения с Богом. Святитель Амвросий Медиоланский пишет об этом посте: «Хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со Христом в посте святую Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил Своим постом. Кто из христиан не постится в святую Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо, когда ты не постишься, по примеру Господа, то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи тогда, когда Он жаждал ради спасения твоего». Каждая из недель (то есть воскресений) Четыредесятницы посвящена особому воспоминанию: в 1-ю совершается празднование Торжества Православия, во 2-ю – память святителя Григория Паламы, 3-я неделя – крестопоклонная, в 4-ю воспоминается преподобный Иоанн Лествичник, в 5-ю – преподобная Мария Египетская. Заканчивается Четыредесятница – пятницей 6-й седмицы (то есть недели) – седмицы ваий – перед Лазаревой субботой и праздником Входа Господня в Иерусалим. См. также Великий пост.


Источник: Размышления о двунадесятых праздниках : Рождество Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Обрезание Господне. Сретение Господне / Митр. Вениамин (Федченков). - Москва : Правило веры ; [Сергиев Посад] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 477, [1] с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle