Источник

2. Притчи: о постройке столпа или здания и о царях, ведущих войну (Лк.14:28-33)4. О потерянной драхме (Лк.15:8-10)

Глава вторая. Притчи, в которых Господь Иисус Христос изображает условия вступления частных лиц в церковь

3. Притча о заблудшей овце (Мф.18:11–13; Лк.15:1–7)

Св. Евангелист Лука указывает повод, по которому Господь Иисус Христос сказал сию притчу. Бяху же приближающеся к Нему вси мытарие и грешницы послушати Его (Лк.15:1). Приближались к Спасителю нашему мытари и грешники слушать Его. Евангелист говорит – все. Это значит не то, что со всей Иудеи и Галилеи собрались мытари и люди порочные послушать наставления Учителя Небесного. Многие вероятно и не желали слушать. Евангелист отмечает только то очевидно, что желающих было много, и все они теснились вокруг Спасителя. То дивно, что пожелали усердно слушать слово Его люди низкой, порочной жизни. Мытари были сборщиками податей. Известно, что евреи в то время находились под игом римлян. Последние наложили на них тяжелую подать, но сами ее не собирали, а сдавали откупщикам. Среди таковых любителей легкой наживы было много и евреев. Они при сборе дани брали лишнее в свою пользу, были жестоки и немилостивы. Народ не любил своих завоевателей римлян и с трудом переносил чужеземное иго. Нелюбовь свою, доходившую до ненависти, он переносил и на откупщиков дани, т. е. мытарей, которые своими несправедливостями подогревали еще более недоброе чувство к себе. Мытари почитались за великих грешников, отступников от веры и народности. Иметь общение с мытарями, это значило оскверниться. Но и помимо мытарей среди евреев было много людей невежд в законе, явно порочных и грешных. Таковые так и именовались грешниками. Наконец, фарисеи готовы были считать грешником всякого, который не принадлежал к их партии. Особенно они презирали простых людей и также именовали их грешниками, даже проклятыми (Ин.7:49). Вот таковые-то люди, и сами о себе низко думавшие, теснились, желая слушать Спасителя. Совесть видимо пробуждалась у них. Они чувствовали свои недуги душевные. Кто мог исцелить их? Не Тот ли, Кто расслабленному в Капернауме сказал, прежде исцеления тела его: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои? (Мф.9:2). Но и теперь среди слушателей Спасителя оказались книжники и фарисеи. Они соблазнились тем, что Господь Иисус Христос приближал к Себе мытарей и грешников и не препятствовал им слушать Его. Не раз один они высказывали Спасителю свое недоумение, как это Он позволяет Себе общение с людьми порочными? Когда Он вошел в дом мытаря Матфея, то многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Фарисеи в недоумении спрашивали учеников Спасителя: «для чего Учитель ваш есть и пьет с мытарями и грешниками?» Что же ответил на это Господь? Иисус же слышав рече им: не требуют здравии врача, но болящии... не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:10–13). Ясно ведь, почему Спаситель охотно имел общение с мытарями и грешниками. Они больны, а Он есть Врач. К здоровому врач не призывается, ибо недужные только имеют в нем нужду. Мытари и грешники признали себя больными. В лице Господа Иисуса они усмотрели Врача. Но фарисеи сами себя почитали за людей праведных. Они не хотели знать того, что это только самообольщение их. Но хотя и мнимые праведники, они на этом только основании считали за осквернение общение с грешниками в пищи и питии. Ответ Спасителя не вразумил фарисеев. Они опять соблазняются, видя Его окруженным мытарями и грешниками. И роптаху фарисее и книжницы, глаголюще, яко сей грешники приемлет и с ними яст (Лк.15:2). Роптали фарисеи и пальцами показывали на то, что Спаситель по Своему Божественному милосердию принимал грешников и с ними вкушал пищу. Это соблазняло фарисеев и теперь. Они не вразумлялись ни словами закона о превосходстве милости над жертвами, ни указаниями Спасителя на то, что Он грешников пришел призвать на покаяние. Вот люди фарисейской партии соблазняются добрым делом. Можно ли было щадить их совесть?

Соблазн, братие, великий есть грех. Сам Господь наш Иисус Христос соблазнителей сравнял с убийцами. Он возвещал горе тем, которые вносят соблазны (Мф.18:7). «Горе тому, чрез кого они приходят: лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею, и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк.17:1–2). И св. Апостол Павел заповедует нам щадить немощную совесть братий. «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор.8:13). Теперь позвольте спросить вас, не согрешаете ли вы соблазнами против ближних своих? О, больно говорить, а нужда есть: соблазнителей много, очень много. Вот любитель срамных слов, никого не опасаясь, ежеминутно изрыгает их. Слушают греховные слова часто дети. Они не понимают, но перенимают и начинают детским языком произносить такие безумные глаголы, такие греховные речения, от слышания которых в сердце чувствуется боль. Кто научил этих невинных детей срамным словам? Взрослые, часто отец родной. О, горе учителю, губителю души невинной. Или вот взрослый любитель хмельного пития посылает за ним в винные лавки детей и угощает их сим питием. На званных пирах и малых гостей приневоливают выпить. Спроси, для чего и зачем? Так повелось, говорят, издавна. Да если и бывало это в старину, так зачем же в худом подражать, хотя бы и предкам родным? Ведь это соблазн, дело греховное. А сколько раз и взрослому ближнему нашему мы подаем соблазнительный пример! Один, положим, дозволяет себе кушать скоромную пищу в посты. Он домохозяин. Все домашние принуждены повиноваться ему, а он не щадит их совести. Этого мало, для людей, находящихся в услужении у сего домохозяина, не готовится в посты постного стола. Поневоле и слуги нарушают уставы Церкви. Скажите же теперь, какой грех берет на душу свою домохозяин невоздержный? Да и можно ли перечесть все соблазны, которыми так богат мир этот! Однако, братие, не всегда мы бываем виновными, хотя бы ближний наш и соблазнялся. Вот фарисеи соблазнились тем, что Спаситель проявил Свое великое милосердие к людям грешным. Кто же скажет, что и в таком случае нужно щадить совесть ближнего, соблазняющегося? Ты, например, любишь в церковь Божию ходить для молитвы и не опускаешь праздничных богослужений. Ближний твой, недугующий леностью, осуждает тебя за усердие. Несомненно, он грешит, но ты не виновен в его грехе. Так если ближние наши соблазняются тем, что мы делаем дела Богоугодные, то нет никакой вины на нас в этом случае. Мы будем и впредь совершать их, хотя бы было много соблазняющихся и ропщущих на нас.

Как прежде Господь Иисус Христос не оставил без ответа соблазнявшихся Его обращением с мытарями и грешниками, так и теперь дает им разъяснение и вместе наставление в притче. Рече же к ним притчу сию, глаголя: кий человек от вас имый сто овец, и погубль едину от них, не оставит ли девятидесяти и девяти в пустыни, и идет в след погибшия, дóндеже обрящет ю; и обрете возлагает на раме свои радуяся (Лк.15:3–5). У св. Евангелиста Матфея степень радости указывается – и аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесяти и девяти не заблуждших (Мф.18:13). Обладание сотнею овец предполагает зажиточность. В Палестине во времена земной жизни Спасителя, как и прежде, был развит пастушеский образ жизни. Степень богатства домохозяев определялась количеством голов скота. Слишком больших стад водить не дозволяло место. Посему и обладание сотнею овец было богатством. Спаситель взял это число, применяясь к понятиям слушателей. Вот одна из сотни овец заблудилась. В Палестине много гор и ущелий. В них живут хищные звери. Овца животное кроткое, но малосмысленное. Она, отбившись от стада, не найдет его. Ища пищи, она может забрести в горы и тут легко сделается добычею зверя. Пастырь стада сам домохозяин. Он скоро догадывается, что одной овцы нет. Жаль ему бедное животное, да и скорбь в сердце есть от понесенной потери. На что же он решается? Девяносто девять овец оставляет в пустыне, на месте пастбища, безопасными от злых людей и зверей, а сам идет на поиски пропавшей овцы. Не боится он труда, усталости. Все это он готов перенести без ропота, лишь бы овцу найти ему. И, к великой радости, домохозяин находит ее. Приметьте, как он рад своей находке. Он не думает об оставленных девяноста девяти. Одна найденная как будто дороже для него всех тех. Он уже не хочет даже утруждать ее, ибо не гонит, а возлагает на плечи свои и несет к стаду.

Как знакома нам эта радость о находке потерянного. Вот мать семерых живых детей проводит в слезах бессонные ночи над больным ребенком. Она забыла о здоровых, и все помыслы ее сосредоточены над больным. Что же, разве это дитя одно только и любимо матерью? Нет, она всех равно любит, да здоровые безопасны, а больной внушает опасения. Быть может и надежда на благополучный исход болезни значительно ослабела. И предположим, сверх ожидания больное дитя выздоравливает. Можно представить, какая радость будет для матери. Возьмите другой пример. Богатому купцу случилось потерпеть убыток. Много добра осталось, у него, а он скорбит о потере. Но и очень рад он бывает, когда убыток скоро покрывается счастливо. «Вождь на войне, говорит Святитель Григорий, больше того воина любит, который после побега возвратился и храбро сражается с неприятелем; нежели того, который никогда не бегал к неприятелям. Так и земледелец больше любит ту землю, которая после терния и волчцов приносит изобильные плоды, нежели ту, которая никогда не имела терния». Таково сердце человека. Неизвестность и безнадежность томят его. Но они же увеличивают радость в случае неожиданного благополучия.

Но раскроем приточный покров. Пред нами воссияет радостная истина, как светлый луч. Прииде бо Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго (Мф.18:11). Господь наш Иисус Христос есть Пастырь. Он Сам благоволил сказать о Себе: Аз есмъ Пастырь добрый (Ин.10:2). Где и какое же стадо Его? Ангелы Божии и праведники на небе и все, живущие на земле люди. Но до пришествия Христа люди были заблудшими овцами. За свой грех прародитель наш был изгнан из рая. Он отделился от паствы Божией и начал блуждать в потомках его заблуждения, и пороки увеличились. Люди, точно заблудшие овцы, зашли в дебри идолопоклонства и многоразличных пороков. У язычников уже не было и надежных пастырей. Некому было, хотя немного сдержать людей на пути заблуждений их. Евреи имели пастырей: первосвященника, священников и левитов. Но сии пастыри вознерадели о пастве и не оберегали ее от пороков. Вот что Сам Бог говорил об еврейских пастырях чрез пророка Иезекииля: «Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей израилевых, изреки пророчество, и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук, и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез.34:2–4). Что же удивляться тому, что евреи «все блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис.53:6). Но Господь Бог умилосердился над заблудшими овцами и послал к ним Пастыря Великого, Истинного и Благого. Раздался на земле Его голос. Те, которые еще способны были хотя сколько-нибудь слушать, откликнулись на призыв Пастыря, Господа нашего Иисуса Христа. Больные душою, мытари и грешники, теснятся близ Него в надежде получить уврачевание своих душевных недугов от Врача душ и телес. Воистину, Господь оставил как бы на небе праведных, которые в безопасности пребывают, и сошел на землю к заблудшим, больным и порочным. Он ищет их, ищет, не щадя Себя. Он утомляется, страдает, подвергается гонению, связывается, бичуется, по ланитам заушается и умирает на кресте. Так возлюбил Он заблудших овец, так желал обращения их и приведения к Отцу, к сонму святых Ангелов и праведных мужей. И как радовался Он, когда заблуждшие обретались, грешные приносили покаяние и порочные решались возненавидеть пути греховной жизни. Точно на рамена Свои возлагал Он заблудшее и горохищное овча и доставлял ее с радостью на небо, в истинное отечество людей. Но скорбь великую доставляли Спасителю нашему те, которые считали себя здоровыми и не имеющими нужды во Враче. Пусть даже между этими мнимыми праведниками, как книжники и фарисеи, не было злодеев и крайне порочных людей. Но праведность подзаконная не оправдывала человека пред Богом. Закон был только путеводителем ко Христу, единому Врачу душ. Однако книжники этого не хотели понять и упорно отказывались от врачевства. Христос же не спасает людей против их воли. А мытари и грешники чрез покаяние предварят мнимых праведников в Царствии Божием (Мф.21:31). Такова сила покаяния. А оно всецело зиждется на вере в Господа Иисуса Христа. Без веры и быть не может истинного покаяния. Помните это, братие!

Все мы взысканы Спасителем нашим Иисусом Христом. Мы по вере в Него принесены Им в стадо овец Его и получили неизреченное благо всыновления Богу. Обильная и тучная пажить дарована нам в Церкви Святой. Пастырем душ наших во веки пребывает Сам Христос, а Освятителем их – Дух Святой. Благодарим Господа за Его великую милость к нам. Будем, братие, достойными великого звания нашего. Сохрани Господь от блужданий по распутьям греховной жизни. Однако слово Божие ясно свидетельствует, что праведников на земле нет, что всякий человек, который скажет о себе, что не имеет греха, обманывает себя (Ин.1:8). Вот и поймите, как нужно людям покаяние, это второе, слезное крещение. Чрез него мы получаем утраченную чистоту души. И покаянию нашему радуется Сам Господь, радуются с Ним и Ангелы, и все святые. На это Господь Иисус Христос указал ясно в дальнейших словах притчи.

Нашедший заблудшую овцу домохозяин с трогательною нежностью несет ее к стаду на плечах своих. И пришед в дом, созывает други и соседы, глаголя им: радуйтеся со мною, яко обретох овцу мою погибшую (Лк. 15:6). Друзья и соседи видимо сочувственно отнеслись к потере домохозяина. Посему-то они и способны сорадоваться ему, когда он обрел овцу и радовался сему. Это отношение друзей и соседей достойно нашего внимания. Между ними есть, очевидно, взаимная любовь и доброжелательство. Как отрадно смотреть на соседей, живущих в мире и взаимной любви! К сожалению, у нас не так часто можно наблюдать таковые отношения. Бывает, что сосед с соседом косо смотрят друг на друга. Это что значит? Ссорятся, не говорят друг с другом. Этого еще мало, друг другу замышляют злое сделать. Бесовское это чувство, а православный христианин носит его в сердце своем и радуется, если причинит ближнему своему зло. Словно не знает того человек сей, что Бог наш есть Любовь (1Ин.4:16), а мы все имеем образ и подобие Божие в душе, да к тому же и чада Божии. Нам всем заповедано быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный (Мф.5:48). А враждующий человек вместо любви насаждает в сердце свое злобу. С нею входит диавол. И так человек не Богу желает уподобляться, а духу злобы. Берегитесь, братие, вражды. Тяжелый это грех. Сердце враждебное неспособно бывает получить прощения от Бога. Господь ведь не прощает тем, которые сами не прощают. Так, и сами мы в молитве Господней ежедневно по нескольку раз повторяем: Отче наш! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф.6:12). Спаситель прямо сказал: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6:14). А ты, брат, по какой причине гневаешься на соседа? Говоришь, что он отзывался о тебе нехорошо, что он сделал тебе то-то и другое. Не говори мне сего и не жалуйся. Ты не умеешь прощать. Если бы ты простил, то давно бы и забыл об обиде. А ты рассудил иначе. На зло ты ответил злом. Вот оно и возросло вдвойне. Если же и продолжите ссору, то посеянное зло принесет вам плоды по роду своему во стократ и на страшном суде Божием поведет к месту вечного мучения. Но и для временной земной жизни нашей более удобств представляют и полезнее бывают дружественные соседские отношения. Думаю, все вы знаете и испытали это на себе. В беде ли ты, любящий сосед готов уже к тебе с помощью. Он будет и радоваться твоей радости. Только неразумный может не оценить благ мирных и дружелюбных соседских отношений.

Спаситель сорадование друзей избрал образом той небесной радости, которую доставляет Ему и небожителям грешник, обращавшийся от греховной жизни, кающийся. Глаголю вам, яко тако радость будет на небеси о единем грешницы, кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния (Лк.15:7). Глаголю вам, так властно, уверенно говорит Спаситель. Когда Он говорит, то говорит то, о чем совершенно знает, как Бог. «Истинно, истинно говорю тебе, сказал Спаситель Никодиму: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (Ин.3:11). Посему мы и веруем сему от всего сердца. А сказанное теперь Спасителем слишком утешительно для грешной души. Бог не только прощает грех кающемуся, но еще радуется тому, что грешник приносит покаяние и не только Сам Один радуется, но с Ним сорадуются и небожители. Радость будет на небеси. Спаситель говорит о радости в будущем времени. Да, пока Он жил и учил на земле, искупление рода человеческого только совершалось, но еще не было доведено до конца. Оно совершалось, и Пастырь добрый шел вслед погибшей овцы, ища ее. Путь для Него был тернист, утомителен, но Он смирил Себя, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя (Фил.2:8). Умирая на кресте после великих страданий, Божественный Страдалец изрек: совершилось! Совершилось обретение погибавшей овцы, грешного рода человеческого. Заблудшее, горохищное человечество принесено было на раменах Пастыря ко Отцу. Господь Иисус Христос воскрес из мертвых и вознесся на небо с человеческим естеством. Врата рая отверзлись, и людям открыт вход в него. Возрадовались и возвеселились небо и земля. И теперь и во веки веков будет радость Господу Богу и всем небожителям о спасаемых людях. А спасает их вера во Христа с покаянием. Нет уже места в сердце нашем отчаянию. Ведаем мы путь и неуклонно пойдем по нему. Будем Господа просить, чтобы Он сподобил нас провести прочее время жизни нашей в покаянии. Великое удовольствие доставляет любящему то, если он радует и веселит любимых им. Мы любим Господа Бога, любим Ангелов и всех святых. Так будем делать то, что им радость доставляет. Да будет же радость на небеси о нас, сущих во грехах, но кающихся.


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа : Внебогослужебные беседы / Свящ. Василия Преображенского. – Вып. 1-2. – Москва : Тип. Лит. И.Е. Ермакова, 1897. / Вып. 1. – IV, 319 с.

Комментарии для сайта Cackle