Источник

138. О том же

Поутру мы говорили о том? для чего строятся на земле храмы Божии? а теперь скажем о том? что такое церковь Божия. Церковь есть собрание верующих христиан; христиане суть члены тела Христова; Христос есть Глава церкви. Очевидно, что как Глава Христос свята, так и члены должны быть святы; как Глава страдала в жизни, так и члены должны страдать; поэтому только страждущие соединяются с Главой Иисусом Христом; только страждущие святы, только страждущие члены тела Христова спасутся. Поэтому не скорбите, братия, если вы в жизни страдаете, а радуйтесь в своих страданиях, – радуйтесь, ибо страдания только и приближают вас к Богу и тесно соединяют вас со Христом. «Если мы с Ним страждем, то с Ним и прославимся». Что же такое церковь видимая нами, в которой мы молимся Богу? Это корабль, на котором мы плывем к небесам. Кто на нем кормчий? Сам Иисус Христос. Кто двигает сим кораблем? Дух Святой двигает и управляет. Кто такой в церкви священник? Это образ самого Иисуса Христа, – это Ангел завета, охраняющий церковь, это труба, провозглашающая вещания пророков и Апостолов, это судия и миротворец, пастырь и отец. Он, как некогда Моисей перед горой, стоит перед престолом Божиим и говорит с Богом, умилостивляет за вас Бога, просит вам милости у Бога; плачет перед Богом, когда вы горюете и бедствуете; радуется, когда вы счастливы и благополучны. Через него Господь дает вам благодать рождать телесных и духовных чад; через него Господь изрекает суд или милость над вами: он вас встречает с благословением Божиим, когда вы являетесь на свет Божий; он вас провожает с молитвами, когда вы ложитесь во гроб; Он низводит благословение Божие на ваши поля, на ваших детей, на ваши домы, на ваших скотов, на все дела ваши; он явится и на том свете с вами и даст Богу за вас ответ: почему он допустил одному из вас погибнуть от пьянства, другому умереть без покаяния, того не заставил примириться с братом, другого не приучил ходить в церковь, того не научил молиться, другого не приучил поститься, – и за всякую душу христианскую придется ему тяжко отвечать перед Богом. Не будет там ему никакого оправдания, никакого защитника; никого нельзя там ни умолить, ни подкупить. Горе же будет и той душе, которая в настоящей жизни не слушает своего пастыря, в церковь не ходит, Богу не молится, заповеди Божии не исполняет. И пастырю горе, и овце горе. Спросите: что такое обедня (Литургия), которую священник служит? Это образ жизни Иисуса Христа, это живая картина того, как Христос в мире сем родился, учил, страдал, умер, воскрес и вознесся на небо. Когда священник вынимает из просфоры Агнец Божий, то этим показывает образ Его рождения; когда видите исхождение священника из алтаря с св. Евангелием, то припоминайте Спасителя, исходящего в мир на проповедь. Когда священник раздробляет святейший Агнец на престоле, то сим совершается то, как Христос на тайной вечери совершал это таинство во образ своей смерти и погребения; и как Он приобщал св. Апостолов, так и вас приобщает священник телом и кровию Агнца, взявшего на себя грехи всего мира. Явление во вратах чаши изображает воскресение Господа; отнесение оной на жертвенник – вознесение Его. Так, христианин, хочешь ли часто видеть Иисуса Христа, часто с Ним быть, часто с Ним соединяться – ходи чаще на Божественную Литургию, чаще приобщайся святых и животворящих тайн. Тот не любит Христа, кто в церкви не бывает, кто часто с Ним не соединяется. Скажи, как ты явишься на суд Божий, не имея на себе одеяния брачного? A одеяние брачное – тело Христово. Если Он будет покрывать твою душу и твое тело, то стрелы гнева Божия не падут на тебя; ибо Бог увидит на тебе язвы Христовы, Бог увидит на тебе то тело, которое страдало и умерло на кресте – язвы Господа нашего Иисуса Христа покроют и защитят нас от гнева Божия. Наше грешное тело сотлеет, а мы облечемся в нового человека, в одежду нетления, в белую ризу, убеленную кровью Агнца Божия. Не знаю, разумеете ли вы то, что я вам говорю. А это дело великой важности. «Умертвите уды ваши, – говорит св. Апостол Павел, – еже есть любодеяние, – татьба, злоречие, гнев, зависть, непотребство»157; мы должны умереть в настоящей жизни для греха, все жала греховные исторгнуть, весь яд греха уничтожить, чтоб грех не жил в нас. А это возможно только тогда, когда мы будем часто говеть и приобщаться святых тайн, часто станем ходить в церковь, часто молиться Богу, часто поститься, часто говорить со Христом, часто с Ним вечерять. Господь невидимо стоит в церкви Своей святой и ожидает нас тут, когда по каким-либо суетным делам не хотим сюда к Нему приходить, бегаем от Него, чуждаемся Его. За то-то Он нас в сей жизни еще наказывает – то засухой, то бездождием, то бесплодием наших нив, то падежом скота, то истреблением наших полей, то разными болезнями, дабы нас привести в чувство, заставить ходить в церковь, заставить чаще с Ним говорить, Ему молиться, каяться во грехах своих, смиряться перед Ним, любить Его самого и наших ближних. Господи! Вразуми нас творить волю Твою святую и совершенную. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle