Источник

137. О церкви Божией

Христианин! Думал ли ты когда-либо о том, для чего это люди строят храмы Божии? Кто их выдумал строить. Спрашивал ли ты себя когда-либо об этом? Спроси о сем стариков, спроси отца своего и матерь, спроси своего пастыря. Ты человек с разумом; и какой человек? И меньше Ангела и больше Ангела. Меньше Ангела потому, как пророк сказал, что человек умален малым чим от Ангел, тем именно, что ты грешное тело на себе носишь; а лучше и выше Ангелов, потому, что украшен образом и подобием Божиим, да и Сын Божий принял на себя плоть человеческую и сходил на землю для искупления человека. Не ты Ангелу, но Ангел тебе служит и будет служить на небе вечно; притом Христос Господь и тебя хочет посадить вместе с Собой на престоле, окруженном Ангелами. Теперь спроси: для чего строят церкви? Для того, чтоб люди в церкви Богу молились, слушали слово Божие и приобщались св. Тайнам. В доме хорошо Богу молиться, но в церкви лучше: здесь сам Бог живет, и Матерь Божия, и все друзья Божии, и все святые Ангелы. Хорошо молиться одному, а двум, трем лучше, а ста человекам еще лучше: «где двое или трое собраны во имя Мое, – сказал Христос, – там и Я посреди их»154. Больше молящихся скорее Бог послушает: между многими грешниками найдется хотя один праведный, добрый и благочестивый человек. Да и охотнее как-то в доме Божием Богу молится; тут восхваляются и воспеваются дела Божии и Его святых, а в доме – кто тебе прочитает? Кто растолкует прочитанное и пропетое? Поэтому святая церковь называется и школой, где можно выучиться закону Божиему, заповедям Божиим и всему доброму. Кто здесь учитель? Сам Иисус Христос, Его святые Апостолы, пророки и учители церкви. Прежде все христиане до одной души ходили ежедневно в церковь; когда христиане думали, пеклись и заботились только о своем вечном спасении: они не много работали для своего чрева и притом работали днем только, а часть дня и особенно ночь посвящали на молитву и слушание слова Божия. Оттого много тогда было святых, – все почти христиане были святые; а грешные стояли на дворе или на паперти храма, или в притворе: но грешников не пущали в церковь. Когда первенствующее христиане исповедовались, то пересказывали грехи свои перед всей церковью, перед всем народом не так, как теперь, что и явный пьяница, и вор, и прелюбодей – идут в церковь без страха Божия, без зазрения совести, тогда, когда в церкви совершаются все святейшие таинства: и крещение, и причащение, и браки, и прочие таинства. Да притом: можно ли под открытым небом крестить детей или приобщать – особенно зимой? Вот почему церкви Божии созидаются, а поскольку они Божии домы, то всячески обогащаются златом, серебром и всякими украшениями. Бог хочет, чтобы в Его доме жили святые – небесные и земные, и Ангелы, и люди, и праведники, и грешники были бы недалеко от Его лица. Поскольку же святые, отошедшие ко Господу, невидимы для нас, как и Христос по воскресении стал невидим, хотя являлся ко многим святым видимо; то мы их изображаем во храме на иконах видимо для очей, зная, что они, как и сам Иисус Христос, невидимо пребывают во святом храме; ибо где пребывает Господь, там есть и Его слуги. Что Христос сказал святым Апостолам перед Своим вознесением на небо? Вот что: «Я остаюсь с вами во все дни до скончания веков». Где же Он пребывает на земле и в каком доме живет, если невидимо живет на земле? Очевидно, во святых Своих храмах. Как свет солнца повсюду виден и в каждом доме светит, когда взойдет солнце, так и Христос Господь, вознесшись на небо, стал жить повсюду и освящать домы душ наших светом Своей благодати. Он царствует здесь на Своем престоле и видимо; ибо на престоле всегда есть пречистое Его тело, называемое Агнец Божий и пречистая Его кровь, и Сам невидимо пребывает Своей Божественной благодатью. Потому-то и церковь свята, и всякая вещь в ней свята, и все мы освящаемся, когда бываем в церкви, получая благодать Божию через святое причастие, через святую просфору, через воду святую. Кто с верой пользуется этими святынями, тот бывает здоров, крепок, свят и праведен. Теперь подумайте: чего лишаются те, которые в церкви не бывают? Лишаются лицезрения Бога и Его благодати святой. Кто бывает в церкви, тот живет в дружбе с Богом; кто не бывает в церкви, тот Его враг, потому, что он служит уже не Богу, а миру и своим страстям; больше любит свой дом, нежели дом Божий; больше любит свое хозяйство, свою скотину, нежели Бога и Его святыню. Горе тому, кто в церкви не бывает! Не будет он жить и в раю. Замечаете ли, что чем грешнее человек, тем реже бывает в церкви? Братия! Любите Бога теперь, если хотите, чтоб Бог любил вас после смерти; приходите к Нему как можно чаще, учитесь в храме всему, чему поучают пророки и Апостолы и сам Христос во святом Своем Евангелии. Настанет время после смерти, когда будете искать Христа Бога, да не найдете Его. Он скажет тогда: «вы не захотели знать Меня, любить Меня, веровать в Меня, когда вы жили на земле, вы убегали от лица Моего; теперь и Я вас не хочу знать: взыщете Мене и не обрящете»155. О, горько тогда будет! Господь скажет: «отыдите от Мене вси делающие беззаконие»156 – взыщете и не обрящете. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle