Источник

136. Об утренней молитве

Когда ты, христианин, встанешь поутру от сна, то тотчас по пробуждении перекрестись и скажи: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного»! Потом, поднявшись с постели и одевшись, умой лице свое и руки и не берись ни за какое домашнее дело прежде, нежели помолишься ты Богу. Стань ты перед святой иконой благоговейно и думай, что стоишь перед лицом Самого Бога и начинай молиться. Молитва есть разговор с Богом, – разговор не с человеком, но с Богом – Творцом твоим. Если бы тебе сказал кто: «Вставай, иди говори с царем – вот он! Тебя ожидает», – думаю, что ты вострепетал бы, испугался бы; а ты не с земным царем, а с Богом хочешь говорить. Не говори: «я Бога не вижу очами» – Бог и не является тебе так, чтобы ты Его видел очами телесными, потому что если бы Он явился тебе пред очи, то ты непременно умер бы. Хотел когда-то Моисей очами увидеть Бога и сказал: «дай, чтоб я Тебя увидел очами» – а невидимо он часто с Ним говорил. Что ж ему Бог на это ответил? «нельзя», – сказал ему Бог, – нельзя, чтоб человек Меня увидел и остался жив». «Не бо узрит человек лице Мое и жив будет»149. Итак нельзя, чтоб Бог являлся нам видимо, потому что явление Божие страшно, особенно для грешной души нашей. Да и на что Ему нам видимо являться, если мы веруем, что Он невидимо есть везде, на всяком месте – «куда я скроюсь от Тебя Боже, – спрашивает царь и пророк Давид, – и куда я убегу? Пойду ли я на небо, Ты там; низойду ли во ад, – Ты и там; понесусь ли на крыльях зари за пределы моря, и Ты там: везде Ты, на всяком месте царство Твое»150. Итак, когда ты на молитве призываешь Бога, лично с Ним говоришь, то не забывай, что Бог тут же находится около тебя: смотрит на тебя, слушает слова твои, отвечает тебе, когда ты Его о чем спрашиваешь. Он видит твои слезы, твою скорбь, твои нужды и готов громко заговорить к тебе; но не делает этого потому только, чтоб тебя не испугать. Ибо когда он заговорит, то горы трясутся, земля трепещет, все дрожит перед лицом Его. Так однажды, когда Он заговорил к народу израильскому с горы Синая; тогда она трепетала и колебалась и пылала огнем, – громы и молнии слышны были с горы, – и народ израильский отказался от великого страху говорить с Богом и просил, чтобы сам Моисей говорил с Ним: страшно даже было стоять близко около горы. Вот почему и тебе, христианин, когда ты молишься, Бог видимо не является и не говорит к тебе громко, чтоб тебя не испугать. И для чего тебе желать этого, если перед очами твоими стоит святая икона? Бог повелел смотреть на икону очами телесными, а на Него Самого повелел смотреть очами душевными, очами веры: повелел мыслью и сердцем прямо возноситься к Нему на небо. При этом Господь требует от нас веры. Веруй, что Бог находится около тебя, смотрит на тебя, слушает тебя, веруй и проси, веруй и молись, ибо сказано: верующему, вся возможна суть:151 «просите и дастся вам»152. Веруешь – все получишь, а не веруешь, хотя и просишь – ничего не получишь. Вера горы передвигает, солнце останавливает, мертвого воскрешает, больных врачует, бесов изгоняет, мир побеждает. Итак, когда ты становишься Богу молиться, то веруй, что Бог тебя видит и слышит, и читай молитву ясно, не торопясь, не спеша, не озираясь на все стороны, – читай молитву и плачь, если можешь плакать; все говори Богу, что знаешь, как родному отцу или матери, говори смело, ясно – только с великим смирением, с глубоким сокрушением сердца, с частыми воздыханиями. Как ветры в море все со дна моря выбрасывают на берег, так воздыхания наши – все нечистоты, всякие дурные помыслы из души выбрасывают, а слезы всякую скверну души омывают. Стой на молитве благоговейно и все говори Богу, что знаешь, чего хочешь, в чем только нуждаешься. Бог все понимает, все разумеет и все для тебя сделает. Может быть сразу Он для тебя и не сделает, потому что человек иногда и того просит, что ему вредно, например: богатства, счастья. Проси сегодня, проси и завтра у Бога, и скажи: «дай мне, Боже, то, что мне полезно и не вредно, и душе моей спасительно». Молись так, чтоб никто тебя не видел, кроме Бога. Христос для молитвы всякий раз удалялся на гору, или в пещеру, или в сад. Иосиф в темнице молился, и Бог его услышал; Даниил в рве львином, Иона в чреве большой рыбы, и там их Бог услышал. Корнилий идолопоклонник был, и его молитва и милостыня дошли до неба; потому что он от всего сердца молился и подавал милостыню. Правда, что Бог при молитве всегда требует милостыни и добрых дел. Обещайся и ты Богу: подавать милостыню, давать на церковь что-либо, ходить чаще в церковь и Бог непременно исполнит твою молитву. Прочитывай заповеди Божии каждый день и думай не согрешил ли ты как-нибудь против заповеди Божией;, ибо Христос сказал: «почто вы Богу молитесь, а не исполняете того, что Я вам приказываю, что вам повелеваю, заповедаю делать? Почто вы молитесь, а Меня огорчаете своими грешными делами»? Ты в молитве у Бога просишь, дабы Он дал тебе здоровье, а сам убиваешь свое здоровье пьянством; прав ли ты? Ты просишь у Бога дождя на свои нивы, а сам берешь чужое, когда Бог сказал тебе в заповеди: «не укради». Ты молишься, чтобы овражки не ели твой хлеб, а ты зачем злословишь и осуждаешь ближнего, которого Бог запретил осуждать и злословить? Ты просишь, чтоб Бог услышал твою молитву, а почему ты Бога не слушаешь и в церковь не ходишь тогда, когда Бог повелел ходить в церковь? Нет! Если ты хочешь, чтоб Бог тебя услышал;, то ты живи так, как Бог велел; живи по заповедям Господним, живи, как написано во святом Евангелии; да старайся уразуметь, чего требует воля Божия; спрашивай своего священника, вопрошай старцев, дознавай от своих родителей. Хочешь, чтоб Бог услышал твою молитву, делай добрые дела: люби Бога, ближних, люби родителей, братий, сестер; люби своих врагов, как Бог велел; живи мирно со всеми; не гневайся, не осуждай ближних, не пьянствуй; сироту покорми, вдовицу прими в дом свой, странника и убогого похорони на свой счет, дай доску для гроба, выкопай могилу для безродного. За все благодари Бога и терпи, какое бы несчастье ни случилось с тобой, и веруй, что Бог всегда тебя послушает; только грешника Бог не послушает153; а доброго и благочестивого человека Бог всегда послушает – и в жизни, и в смерти, и после смерти. Господи! Услыши молитву мою, внуши моление мое – и ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle