Заключение
Итак, закон веры, во всей полноте раскрывшийся с явлением Спасителя, устанавливает новый завет между Богом и людьми, отличный от завета, покоющегося на законе дел. «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывесть их из земли Египетской: потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот, завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большаго, будут знать Меня. Потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Иер. 31:31–34). Говоря: новый, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожение» (Евр. 8:8–13). Закон дел устанавливал между Богом и людьми отношения правовые и юридические, отношения царя и поданных Его, определяющиеся положительным законом. Закон веры, напротив, заключает между Богом и людьми союз любви, отношения Отца и детей Его. Там, как праведный Судья и Царь, Бог воздавал каждому по долгу и заслугам. Здесь, как любящий и всепрощающий Отец, Он воздает людям по милости и благодати, чрез смерть Единородного Сына Своего, обновляя их нравственную природу, и прощая им исповеданные ими грехи. Там, как раб Иеговы, преобладающие влечения которого противоположны воле Божией, человек исполнял ее из чувства страха, под влиянием принудительной силы угрожающего закона, и исключительно собственными силами. Здесь, как любящий сын, человек исполняет волю Отца без всякого принуждения, по личному хотению, в силу сродства своей воли с законом Божиим, написанным в сердце его. При этом исполненный чувства благодарности к Отцу, он, хотя и делает собственные усилия в устроении своего спасения, однако ничего не приписывает себе, но все Богу, не признает собственных заслуг, хотя таковые и есть у него в смысле личного участия в своей нравственной деятельности. Наконец, по закону дел отношения людей были отношениями правовыми, состоящими в сохранении чужих и своих прав. Напротив, по закону веры люди становятся братьями, из свободной любви жертвующими своими правами в пользу других.
Но этот новый завет любви, хотя осуществился только с явлением Христа, однако имеет более или менее скрытое начало еще в Ветхом Завете и предшествовал завету, установленному законом дел, как предшествовали последнему обетование и закон веры. Еще тогда сквозь отношения права светилась любовь Божия, милующая грешников, и любовь людей, прощающая врагов. И самый завет закона дел имел целью убедить человека в собственной недостаточности и побудить его искать другого завета, именно завета любви, как единственного исхода для грешного человечества. «Если бы первый (завет) был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» (Евр. 8:7).