№ 24. Неделя седьмая по Пятидесятнице
1. Братия, мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня (Пс. LXVIII, 10).
4. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6. дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Ныне в апостольском чтении мы слышали увещание св. апостола Павла к римским христианам о взаимной помощи, о снисхождении и сочувствии сильных к слабым. Он говорит:
(гл. XV, ст. 1) братие, мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Это говорит апостол по тому случаю, что в Риме иные христиане держали себя так свободно, что возмущали других верующих своим поведением. Например, вкушали такую пищу, какую другой христианин ни за что не соглашался или никогда, или в известный день принимать. Следовательно, дозволивший неосмотрительно вольность, неуместную свободу среди других набожных людей, но мнительных и малообразованных, соблазнял их души – значит, вредил им. Но горе тому человеку, от которого происходит соблазн (Мф. XVIII, 7).
Поэтому христианин более развитый, более сильный и в вере, и в образовании, дорожа спасением своей и чужой души, должен снизойти и к немощи ближнего, а не себе только угождать. Не всегда следует только себя тешить и свои прихоти исполнять, хотя и есть возможность и средства удовлетворять своим вкусам. Христианин живет не отдельно, не особняком, а в обществе. На него смотрят и другие братья. От него ждут помощи и содействия люди нуждающиеся. От него ждет сам Христос назидания и пользы душе верующей. Как в каждой благоустроенной семье ни один член не действует наперекор общему благосостоянию семейства, а каждый принимает обязанности по своим силам и имеет в виду взаимно помогать друг другу, и все друг о друге заботятся, так должно быть и в обществе христианском. Ни один христианин не может обойтись без помощи другого. Богач богатеет при помощи бедных тружеников, служащих ему в его предприятиях; начальник без честных, усердных слуг – жалкий человек. Следовательно, и сильные должны быть внимательны, осторожны, справедливы и даже благодарны к слабым, низшим и подчиненным.
Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных. Есть между христианами люди, сильные верою деятельною, благочестием. Таким людям едва ли нужно и напоминание о снисхождении к ближнему. Вся жизнь их есть самоуничижение, безмерное терпение, служение пользе других и во спасение своей души. Эти высокие лица, собственным опытом зная, как трудно восходить с одной степени веры на другую и, особенно, как трудно начало подвигов христианских, умеют снисходить к немощам слабосильных верующих, умеют жалеть их и прощать им. Такие подвижники, отвергшие свое самолюбие, себе не угождают.
Ст. 2. Но есть христиане, сильные только религиозным знанием, правильно понимают они отношения Бога Творца к миру и обязанности человека к Богу. Рядом с такими христианами живут люди, не имеющие ни правильного понятия о Боге, ни о своих обязанностях к Нему и к ближним. Таких немощных в вере много. Есть немало живущих суевериями, приметами, волхвованиями, гаданиями; есть слабые с мнительною совестию; есть жаждущие света Христова, но еще не просветившиеся.
Ст. 2. Вот к таким-то людям и должен снизойти человек, просвещенный христианским учением. Он-то и должен угождать и служить ближнему, во благо, к назиданию. Нельзя насмехаться над суеверием ближнего или презирать его за его жалкие религиозные думы; нет, нужно его терпеливо выслушать и с любовью разъяснить ему, что он многое неправильно понимает, что много лжи в его верованиях. И поверьте, это доброе, разумное слово, сказанное темному человеку от любви, возжжет в его душе жажду знания и устранит из него немало и других ложных мыслей. Обративший и просветивший ближнего от заблуждения пути его спасет и его, и свою душу (Иак. V, 19–20).
А как много случаев, весьма удобных быть без особого труда полезными ближнему в его развитии религиозном и общечеловеческом! На каждой обыкновенной беседе в доме или в путешествии можно сообщать добрые, полезные сведения ближнему. Поэтому, сильный религиозным знанием и образованный по другим отраслям знаний общечеловеческих! Люби менее знающего, не насмехайся над ним, не презирай его, жалей его и пользуйся каждым случаем просветить человека темного, без хвастовства, со смирением, не для того, чтобы тебя за это хвалили, что это влияние твое над другими льстит твоему самолюбию. Угождайте ближнему, а не себе, во благо, к назиданию. Да разойдется и разольется от вас, мужи ученые, свет веры и науки среди людей темных, но желающих света!
Есть между нами сильные богатством. Но бесчисленное множество есть немощных, бессильных в средствах к жизни; почти всюду видим: то смерть отца погружает в нищету сирот и вдовицу, то многосемейность или болезненность отца не дает возможности освободиться от бедности, то постоянная болезнь семьи, нуждающейся в лекарствах и лекарях, требует постоянных и чрезвычайных расходов; то трудное необходимое образование детей – покупка учебников и оплата права за слушание уроков – отнимает последние гроши из дома, а дома не хватает иногда и хлеба черствого, насущного. Если кто вникал в положение этих несчастных, если посещал хоть раз такие злополучные уголки-хижины, то едва ли может кто со спокойной совестью каждовременно садиться за свой сытный, полный стол, не уделивши чего-нибудь на каждый день бедным. Поэтому, сильный богатством, уделяй, уделяй частичку твоих денег на бедных, не упрекая их и не укоряя их, и не давая чувствовать своей силы. Св. апостол Павел говорит св. епископу Тимофею: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны (1Тим. VI, 17–18).
Есть люди сильные властью. Власть дается от Господа для того, чтобы облеченный властью был истинно Божиим слугою во благо подчиненным (Рим. XIII, 4).
Чем выше власть, тем больше ей и обязанностей служить обществу, подобно тому, как чем выше дерево растет, тем больше на нем должно быть плодовой тяжести, тем глубже пускает корни. Поэтому насколько высок ты, настолько и смиряйся (Сир. III, 18). Христос сказал Своим ученикам: Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем, для всех рабом (Мк. X, 43–44).
Вникай же, облеченный властью, в положение своих подчиненных; люби их, живи одной жизнью с ними, а не себе угождай; не жди только почитания твоей персоны, особого поклонения и восхваления. Если есть в тебе истинные достоинства и владычественная сила, то и без заискиваний, без притязаний их оценят подчиненные и воздадут им должное.
Есть еще сильные своим влиянием, благодаря родству, связям и древнему родовому общественному положению. Для таких людей слово, сказанное в защиту или при ходатайстве за слабого, невинного, бедного или больного, ничего не значит; а это слово дороже многих денег. Таким-то влиятельным людям творить добро и легко, и сподручно, лишь бы было усердие.
Итак, христиане сильные, сносите, принимайте и на свое попечение немощи, недуги, недостатки, бедность бессильных, а не себе угождайте; каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию (Рим. XV, 2).
Ст. 3. Ибо и сам Христос не Себе угождал, но Он, Бог, пожертвовав Собою, смирил Себя, принял образ раба из-за наших скверных дел, из-за наших грехов; Он все готов перенести, лишь бы человека спасти. Сами мы приготовили нашему Спасителю такие уничижения и такие страдания, как и написано у пророка и царя Давида об этом. Давид говорит от лица Христова: Злословия злословящих Тебя, Боже Отче, падают на меня (Пс. LXVIII, 10). Т. е. грехи наши, оскорбляя Бога, довели Христа до креста. Он есть Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. I, 29). Христос действительно из-за нас и нашего ради спасения сошел с небес, воплотился от Духа Святого и Марии Девы, стал Человеком, претерпев злословия, хулы, клеветы, гонения, побои и, наконец, смерть – так что Он, Святейший, Безгрешный, за наши беззакония со беззаконными вменился. Такую-то любовь Господь Всесильный, Всесвятый явил к нам грешным, немощным. Не тем ли более мы, сами люди не без пороков, должны быть снисходительны к немощам братии наших, как о том напоминает нам и Священное Писание?
Ст. 4. А все, что писано было прежде в Ветхом Завете, написано нам в наставление, в научение, для того, чтобы мы, христиане, терпением, снисходительностью к другим и утешением, назидательными уроками, историями из Священного Писания сохраняли надежду, т. е. «чтобы мы не отпали от веры, не ослабели в ней при постигающих нас скорбях, иногда и тяжких. Много предлежит нам различных подвигов, и внутренних и внешних, дабы мы, почерпая укрепление, например в истории Авраама, Иосифа и Иакова, и утешение из Священного Писания, имели терпение и дабы, живя в терпении, пребывали в надежде. Одно располагает к другому: терпение к надежде, надежда к терпению; терпение же и надежда почерпаются в Писании».
Надежда – кроткая посланница небес, основанная на Божием слове, окрыляет нашу душу, возносит ее к небу над всеми житейскими невзгодами и скорбями, заставляет ее ожидать себе помощи не от людей, но от Самого Господа; и такая-то надежда не посрамит верующего – она чиста от суеверий, она проникнута истинною верою во Всемогущего и Всеблагого Бога Отца. Она в древности дала силу Аврааму долго ожидать исполнения обетовании, она возбудила его принести сына в жертву ради Господа, она поддержала Иова праведного среди ужасных его страданий. Так ужели надежда на Бога ныне бессильна? – Нет, нет!
Ст. 5. Бог же терпения и утешения, дивный во святых Своих ветхозаветных, да дарует вам и всем нам быть в братском единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса.
Ст. 6. Дабы мы единодушно, составляя одну христианскую семью, как члены тела Христова, едиными устами славили Бога и Отца Главы нашея, Господа нашего Иисуса Христа. Как хорошо, как красиво, когда все братия живут вместе единодушно! Там Господь заповедует благословение и жизнь на веки (Пс. CXXXII, 1–3). И действительно, посмотрите на разноречия и разноверия в среде христиан. Сколько ныне разных иноверных сект и разных толков в нашем несчастном, жалком русском расколе! И с каждым годом нарождаются, появляются на свете все новые, новые отрасли из лжи. Уж таков обыкновенный ход лжи: стоит человеку раз отступить от прямой дороги куда-нибудь в сторону, и потом он пойдет, по-видимому, прямо по этой новой дороге и думает, что прямо идет к цели. А между тем, с каждым шагом он все дальше и дальше отходит от пути истины и заходит по своенравно проложенной тропинке в глушь, в трущобу, где может заблудиться и погибнуть. История и современная жизнь нам это подтверждают множеством разросшихся ересей и сект. Так бывает и в царстве растительном. От прямого ствола отступает ветвь и, удлиняясь со временем, она уже в вершине смотрит совсем в другую сторону. На этой ветви появляются несколько новых отпрысков, которые тоже, в свою очередь, развиваются своеобразно. Но в деревьях, по крайней мере, одна сила жизненная действует как в стволе, так и в ветвях. А в людях разномыслящих, в существах свободных, хотя и называющихся христианами, не во всех бывает заметно, чтобы они жили Христом и во Христе. Сожалея о заблуждающихся и отпадших от истины Христовой, мы, православные, будем сохранять твердо веру, надежду и любовь ко Господу и своим единоверцам особенно.
Ст. 7. Будем принимать друг друга, как Христос принял нас, т. е. будем жить единодушно и обращаться с ближними радостно, с готовностью пожертвовать для общества христианского всем, что имеем во славу Божию. Возлюбим друг друга, да единомыслием, едиными устами исповедуем Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную.