Источник

Глава 11

П) О том, что вера прославила и людей древних (ветхоз.).

Евр.11:1. Есть же вера уповаемых извещение

Так как предметы упования невидимы и по своей невидимости представляются не осуществившимися, то вера и служит для них осуществлением, сообщая им в душе верующаго настоящую сущность и самое бытие.

вещей обличение невидимых.

Она есть совершенное уверение в вещах невидимых: ибо вера в полной степени убеждает в бытии невидимого. А если вера есть обличение невидимого, как только что сказано, то зачем же вы желаете чувственно видеть это невидимое прежде времени? Ведь это не свойственно верующим: ибо верующий довольствуется в сем случае очами веры.

Евр.11:2. В сей бо свидетельствовани Быша древнии.

Древние свидетельствованы были, как угодившие Богу верою, о чем он будет вести речь далее.

Евр.11:3. Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим,

Поскольку души этих верных Евреев (к которым пишет Апостол свое послание) ослабели под тяжестью искушений и злостраданий и чрез то могли потерять веру, то Апостол убеждает их не уклоняться от веры в обетования одним и тем же принятым им способом, сначала употребив простое понятие о вере: «вера, – говорит, – есть уповаемых извещение»; а затем – примером древнейших (ветхозов.) мужей, которые верою угодили Богу, предпослав этому следующую общую мысль: «верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим». Веками Апостол называет здесь первоначальные создания – небо, землю, и вообще стихии, как древнейшие (по времени) других вещей, находящихся в мире: ибо они сотворены из несущего, a прочие вещи уже из них. Итак верою познаем, что первоначальные создания сотворены глаголом Божиим, ибо не собственными очами мы видим Его творящим эти предметы, а только верою познаем, внимая слухом, что «Той рече, и Быша» (Пс.39:9: «я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце»). А почему он вышеозначенные предметы называет «веками», видно из дальнейшего хода речи.

во еже от неявляемых видимым быти.

«Совершитися» сим вещам единым глаголом, сказано потому, что не из сущего произошли и стали видимыми выше упомянутые первоначальные создания, но из несущего. Почему лишь только (Бог) сказал, как несущее стало сущим. А так как Еллины отвергали веру, которая вообще не поддается доказательствам, то Апостол утверждает, что именно ею, а не умом постигаются высшие предметы. Ум полагает, что из ничего ничто не бывает, напротив сущее только и может быть из сущего же, тогда как вера убеждает, что первоначальные создания произошли из несущего. Да и сами еллинские мудрецы часто руководятся одною верою, вполне вверяясь ей так, напр., в том, что Бог безначален (ибо умом они не в состоянии доказать эту истину) и т.п.

Евр.11:4. Верою множайшую жертву Авель паче Каина принесе Богу.

Ибо он (Авель) веровал, что приносящий Богу дары лучшие приемлется Им, благоугоден Ему и достоин воздаяния. «Множайшею» Апостол называет жертву лучшую.

Еюже свидетелствован бысть быти праведник.

«Ею же» – верою, или «ею же» – жертвою. А как засвидетельствовано о нем, что он праведник, на это Апостол отвечаег следующими словами:

Свидетсвствующу о дарех его Богу.

Как засвидетельствовал Бог о том, что он оправдан чрез свои дары, очевидно, принятые Богом, ибо написано: «и призре Бог на Авеля и на дары его: на Каина же и на жертвы его не внят» (Быт.4:4–5). Призрение есть знак принятия; приняв же дары Авеля, Бог тем самым признал его благоугодившим и праведным.

И тою умерый еще глаголет.

И после смерти он еще говорит ей, т.е. верой: ибо она не умерла вместе с ним, напротив возвещает о нем сильнее языка. Посему, вспоминая о нем, мы как будто слышим, как он убеждает веровать, что есть воздаяние благоугодившим Богу. Вот об этом-то он и говорит даже после смерти своей. В некоторых списках написано: «глаголется», т.е. проповедуетсл и прославляется.

Евр.11:5. Верою Енох преложен бысть

Он угодил Богу, уверовав, что угодившим есть воздание. А благоугодив, он «преложен бысть» живым из настоящей жизни.

не видети смерти.

Говорит: «преложен бысть», так что не видел смерти: ибо пребывание здесь (на земле) свойственно подверженным смерти.

И не обреташеся, зане преложи его Бог.

Все это написано в книге Бытия и взято оттуда.

Прежде бо преложения свидетельствован бысть, яко угоди Богу.

ибо написано: «угоди Енох Богу и не обреташеся» (Быт.5:24).

Евр. 11:6. Без веры невозможно угодити Богу.

Итак, вера предшествует благоугождению; далее Апостол дает следующее объяснение.

Веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть и взыскающым Его Мздовоздатель бывает.

«Веровать» должно, что Бог есть и что Он Мздовоздатель бывает тем, которые ищут Его верою и благоугождением, ибо добродетель есть путь, ведущий к Богу. Должно, говорит Апостол, веровать, что Бог есть, не усиливаясь познать, что такое Бог, так как это совершенно непостижимо.

Евр.11:7. Верою ответ приим Ное о сих, яже не у виде, убоявся сотвори ковчег во спасение дому своего.

Строй речи здесь такой: Ной, получив извещение о том, чего еще не видел, т.е. получив предсказание о потопе, поверил и соорудил ковчег для спасения дома своего: ибо он, именно поверив этому извещению, построил ковчег, как было повелено, для спасения своего собственного и живущих с ним, в виду предсказания о потопе, а также и из опасения за своих близких; ибо после того, как он уверовал, явилось у него опасение, даже страх, а побуждаемый страхом он построил ковчег, исполнивши все так, как было повелено.

Ею же осуди мир.

«Ею же», т.е. верою он показал, что современные ему люди осуждены потому, что между тем, как он поверил, те за неверие оказались достойными гибели, и именно потому, что они не поверили так, как поверил он. Миром Апостол называет здесь тех, которые во время потопа погибли в водах.

И правды, яже по вере, бысть наследник.

Верою в пророчество о потопе он наследовал себе оправдание и имя праведника: ибо Бог сказал ему «яко тя видех праведна в роде сем» (Быт.7:1).

Евр.11:8. Верою зовом Авраам послуша изыти на место, еже хотяше прияти в наследие.

«Сказал, – говорит Писание, – Господь Аврааму: изыди от земли твоея, от рода твоего и от дому отца твоего, и иди в землю, которую покажу тебе, и сотворю тя в язык велий» и т.д. (Быт.12:1–2). «И иде Авраам, якоже глагола ему Господь» (Быт.12:4). В самом деле, если бы Авраам не поверил словам Божиим, то и не послушался бы. Земля же, которую Бог обещал ему показать, это – Палестина.

И изыде неведый, камо грядет.

И в этом выражается сила веры.

Евр.11:9. Верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду.

По получении обетования о наследии таковой земли, он поселился на ней, но не как на своей, а как на чужой, как пришелец. И хотя Бог сказал ему: «дам ти всю землю сию и семени твоему» (Быт.13:15), однако ни сам он, ни Исаак, ни последующие потомки не взяли ее в свое владение до исхода Израильтян из Египта: ибо на самом деле обетования наследия относились именно к ним. А посему, после смерти Сарры, жены своей, он сказал Хеттеянам: «пресельник и пришлец аз есмь у вас, дадите ми убостяжание гроба между вами, да погребу мертвеца моего» (Быт.23:4).

В кровы вселися со Исааком и Иаковом снаследникома обетования тогожде.

Не только он сам, но и эти считали себя пришельцами: ибо поселиться не в домах, а в шатрах, свойственно не наследникам, а пришельцам, хотя они и имели обетование. И однако же пресельничествуя, они не ослабели в вере в обетования, напротив непоколебимо веровали, что они несомненно наследят землю обетованную. A вернее, они, отрешась мыслью от наследия земного, были прикованы помыслами своими к наследию небесному.

Евр.11:10. Ждаше бо основания имущаго града, емуже художник и содетель Бог.

Он ждал себе в наследие града небесного, как по истине непоколебимого, твердого и вечно пребывающего; ибо основания градов земных не прочны, подкапываемы, подвижны.

Евр.11:11. Верою и сама Сарра неплоды силу во удержание семене прият,

В первый момент (по получении божественного предречения о рождении от нее сына) она по своему неверию засмеялась, но потом, испугавшись, сказала: «я не смеялась» (Быт.18:12, 15). Этот страх был страхом веры, потому что если бы она действительно не верила, то и не смутилась бы страхом за то, что она не поверила. «Прият же силу во удержание семене», чтобы воспринять и удержать во утробе своей семя Авраамово и послужить возращению его; ибо сама по себе утроба Сарры была слаба по двум причинам: во 1-х, вследствие повреждения (так как она была «неплоды»), а в 2-х, от времени (так как она была стара).

и паче времене возраста роди.

Ибо она была девяноста лет, а Аврааму было уже сто лет.

Понеже верна непщева Обетовавшаго.

Потому-то она и родила, что поверила Богу, обетовавшему ей, что она родит.

Евр.11:12. Темже и от единого родишася, да еще умерщвленного, якоже звезды небесныя множеством и яко песок вскрай моря безчисленный.

За то, что Авраам и Сарра поверили, «от одинаго» Авраама, «да еще умерщвленного» относительно способности к деторождению по старости, «родишася» потомки в таком большом числе, «яко же звезды небесныя и яко песок вскрай моря безчисленный»; ибо Бог сказал Аврааму: «умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя и яко песок вскрай моря» (Быт.22:17) и в другом месте: «аще кто может исчести песок земный, то и семя твое изочтет» (Быт.13:16).

Это сказано гиперболически, или же в виду постоянно рождаемых.

Евр.11:13. По вере умроша сии ecи, не приемше обетований.

«Сии», кто же именно? Очевидно, Авраам, Исаак и Иаков, к которым относились обетования наследия вышеупомянутой земли. «Сии, – говорит, – вси в вере умроша», не отпавши от нее даже до самой смерти, напротив веруя, что (Бог) даст им то, что обещано; хотя здесь (на земле) они и не успели получить обетований, т.е. исполнения того, что обещано. Отсюда ясно, что по буквальному смыслу Бог обещал им землю обетованную, а но переносному – царство небесное. Посему Апостол и прибавил:

Но издалеча видевше я и целовавше

«Издалеча» употреблено вместо «за долгое время» (до исполнения): ибо, еще живя в настоящей жизни, они созерцали уже очами духовными то, что в жизни будущей от века обещано. «Целовавше» употреблено вместо возрадовавшись.

и исповедавиие, яко страннии и пришельцы суть на земли.

Признав себя странниками и пришельцами на земле с одной стороны по причине презрения к тому, что здесь (на земле), а с другой по причине желания того, что там (на небе): ибо эти (земные стяжания) чужды для обладающих ими, не оставаясь при них навсегда, а постоянно переходя от одних к другим и подвергаясь гибели; a те (небесные) составляют собственность наследующих их, как нeoтъемлемые и вечные. А посему как эти люди, почитая себя странниками в отношении того, что здесь (на земле), стали или будут наследниками благ небесных, так напротив старающиеся о приобретении стяжаний земных чужды небесных.

Евр.11:14. Ибо таковая глаголющии являются, яко отечествия взыскуют.

«Таковая», т.е. что же именно? – что они странники, что они пришельцы, т.е. что они чужие и чуждые здешнего. Что же значит «являются»? Значит cвидетельствуют о себе. Какого же отечества они взыскуют? Уж и в самом деле не небесного ли? Конечно, не земли Халдейской, в которой родился Авраам, и не той, которая именуется Харраном, и из которой он вышел. Посему Апостол и прибавил:

Евр.11:15. И аще бы убо оно помнили, из негоже изыдоша, имели бы время возвратитися:

Они, конечно, могли «возвратиться», так как к этому ничто им не препятствовало.

Евр.11:16. Ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго.

Так как они называли себя странниками на сей земле, то из сего оказывается, что они желают лучшего отечества.

Темже не стыдится сими Бог, Бог нарицатися их.

Так как они таковы, то Бог не ставит Себе в бесславие называться Богом их: «А я есмь, – говорит Он, – Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх.3:15). Правда, Он именуется Богом и неба и земли и неверных, но Он именуется Богом бездушных вещей, бессловесных тварей и неверных людей, как Творец их и Создатель; но Он Бог Авраама, Исаака и Иакова в особенном смысле их близости к Нему. Ведь и всякий господин, имеющий рабов, желает называться по преимуществу господином тех из них, которые благочестны и добры; и этих он считает своею славою, а дурных – своим посрамлением.

Уготова бо им град.

Очевидно, небесное обиталище и небесное покоище.

Евр.11:17. Верою приведе Авраам Исаака.

Он принес его в жертву Богу, как подробно повествует о сем книга Бытия (Быт.22), веруя, что Бог силен воскресить его и после смерти, дабы исполнились обетования, касающиеся великого умножения семени его и наследия Палестины.

Искушаем.

«Ибо искушал, – говорит Писание, – Бог Авраама» (Быт.22:1), именно тем, что повелел ему принести во всесожжение сына его Исаака. «Искушаше» же его, т.è. испытывал его – не по Своему незнанию, но для того, чтобы люди последующего времени познали его мужество и великодушие, как он всякое человеческое рассуждение и самое естество природы счел делом второстепенным по сравнению с повелением Божиим. Ибо он не размышлял, что это повеление значит, и как это Бог, обещавший от него нарещи семя, т.е. через него умножить потомство, теперь дал противное повеление, приказав умертвить его.

И единородного приношаше, обетования приемый.

Разумеются обетования, касающиеся умножения семени его через Исаака. «Единородный», сколько по смыслу относящегося к нему обетования, столько же и потому, что он действительно один только рожден от Сарры Аврааму.

Евр.11:18. К немуже глаголано бысть: яко о Исааце наречется тебе семя:

«Глаголано бысть» от Бога, как сказано выше.

Евр.11:19. Помыслив, яко и из мертвых воскресити силен есть Бог.

Потому что как от умерщвленного для деторождения Он произвел его, так и его самого умерщвленная воскресит.

Темже его и в притчи прият.

В знак и образ воскресения: ибо будучи умерщвлен произволением отца, он ожил по гласу остановившая заклание. Или иначе: «в притчи», т.е. во образе овна: ибо «воззрев, – говорит Писание, – виде, и се овен (един) держимый (рогама своима) в саде Савек: и иде и взя овна и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего» (Быт.22:13). Все это были образы. Авраам представлял собою Бога Отца, предавшего на заклание за нас единородного Сына Своего. Исаак, без сомнения представлял собою самого Бога Сына, принесенного в жертву на кресте; овен же – образ вочеловечившегося Сына, плоть коего пострадала, при бесстрастно пребывающем божестве Его.

Евр.11:20. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

Помолившись за них пред Богом, чтобы грядущее низошло на роды их (так как не сами они насладились плодами благословения, а потомки их), он достиг просимого верою, именно поверив, что каждому из них дастся то, о чем он молил Бога. За Иакова он молит Бога сильно, за Исава слабее. Почему Апостол и поставил наперед Иакова, как боголюбезного: «Иакова, – говорит, – возлюбих, Исава же возненавидех» (Мал.1:2). «О грядущих» же, т.е. о том, что для них будет в настоящей жизни, а не в будущей.

Евр.11:21. Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови.

Т.е. Ефрема и Манассию. Он просил у Бога младшему, Манассии, большего, а первородному, Ефрему, меньшего. Благословил же их, веруя, что будет им то, чего просил он для них у Бога.

И поклонися на верх жезла его.

И также веруя, что Иосиф будет отцом царей, которые будут происходить из колена Ефремова, «поклонися» Иосифу, склонив голову на верх собственного жезла, или же оперся на него по причине глубокой старости. Он поклонился, предъуказывая этим поклонение и подчинение десяти колен имеющим произойти от него царям. Он так верил в это, что даже самым делом предъизобразил это поклонение и подчинение.

Евр.11:22. Верою Иосиф умирая о исхождении сынов Израилевых памятствова.

Ибо по причине веры в то, что они выйдут из Египта и получат землю обетованную, он при смерти памятовал об исходе их, как повествует о сем книга Бытия (Быт.50:24).

И о костех своих заповеда.

Приказавши вывезти и их вместе с собою. Это он сделал, вселяя в них веру, чтобы и они ожидали исхода, памятуя о том, что он не дал бы такого приказания относительно своих костей, если бы не был в нем уверен.

Евр.11:23. Верою Моисей родився сокровен бысть три месяцы от отец своих, зане видеша красно отроча.

Книга «Исход» говорит, что ин Фараон, востав, повелел бабкам убивать Еврейских детей мужского пола. Когда же родился Моисей, то родители его, увидав младенца своего красивым и пригожим, поверили, что, Бог одаривши младенца такой красотой, непременно укроет его. Да и самый взор его поселил в них веру, что не по обычному порядку природы с самых пеленок облекала его такая красота, а по какому-то особому распоряжению самого божественного промысла. А посему веруя, что он будет спасен, и скрывали его три месяца.

И не убояшася повеления царева.

Так как вера удаляла от них страх.

Евр.11:24. Верою Моисей, велик быв, отвержеся нарицатися сын дщере фараоновы:

Ибо когда он усыновлен был дочерью Фараона, как подробно говорит об этом вышеупомянутая книга, и когда он возмужал, то вышел (из царского дома) для посещения Евреев, своих единоплеменников. Видя, какую горькую участь переносили они, работая на Египтян, а также заметив, что один Египтянин бьет Еврея, он защитил своего единоплеменника, и, ударив Египтянина, убил его, что было знаком, с одной стороны, отречения его от сыновства дщери Фараоновой и родства с Египтянами, а с другой – предпочтения связи с евреями. «Отвержеся» употреблено вместо отвратился и презрел.

Евр.11:25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

Когда он на другой день увидал двух евреев дерущихся, то укорил обижающего; а когда тот упрекнул его в убийстве египтянина и сказал: кто поставил тебя начальником и судиею над нами? Уж не хочешь ли и меня убить так же, как вчера ты убил египтянина? Тогда он убоялся и удалился в землю Мадиам, пожелавши быть переселенцем и страдать, как и народ Божий, т.е. евреи, но не оставаться с египтянами и не наслаждаться временным спокойствием. «Грехом» здесь назвал он спокойствие, ибо грех проводить время в неге покоя и наслаждении, когда братья страдают.

Евр. 11:26. Большее богатство вменив Египетских сокровищ поношение Христово.

Предпочел подвергаться поношению, как и Христос: ибо как Христос впоследствии подвергался поношению со стороны родственных Ему по плоти, благодетельствуемых Им евреев, так в свое время подвергся поношению и Моисей от облагодетельствованного им прежде сродича еврея, насколько это благодеяние выразилось в защите собрата его, коею был убитый, потом египтянин: ибо тот (Христос) поносим был за то, что будто бы бесновался и обольщал людей, а этот (Моисей) за присвоение себе власти и убийства.

Взирание бо на мздовоздаяние.

Он веровал, что получит от Бога награду, предпочетши слышать о себе дурную молву за хороший и добродетельный поступок египетскими сокровищам.

Евр.11:27. Верою остави Египет, не убоявся ярости царевы

В словах «остави Египет» разумеется и «переселение его к Мадиамлянам», ибо оставив Египет, он переселился к ним. Итак, он убоялся оставаться в Египте, но не убоялся пребывать у Мадиамлян, живущих по соседству, веря, что Мздовоздатель Бог сохранить его у них (Исх.2:15).

невидимаго бо яко видя терпяше.

«Яко видя» своим помышлением Бога невидимого и содержа Его в памяти, как сопутника своего, он не боялся, что и там Фараон нашедши его возьмет и умертвит.

Евр.11:28. Верою сотвори пасху и пролитие крове, да не погубляяй перворожденная коснется их.

Повествование об этом содержится в книге «Исход». Пасхою здесь он называет заклание агнца: она извела их из Египта. Когда Бог дал повеление о заклании, помазании кровью и о соблюдении прочих постановлений, Моисей поверил, что Фараон уже не будет дожидаться более какого либо иного побуждения, но без всякаго колебания отпустит его, и потерпев, совершил Пасху и пролитие, т.е. помазание кровью косяков и дверей домов еврейских, чтобы Ангел, и убивающий первенцов Египетских, не коснулся евреев, так как их дома были перемешаны с домами Египтян.

Евр.11:29. Верою преидоша чермное море аки по сусе земли.

Ибо когда Бог, по разделении воды, дал повеление переходить, Моисей поверил, что (люди) непременно перейдут, и они смело перешли, проходя по морю, как по суше.

Ею же искушение приемше Египтяне истопишася.

«Его же» – моря. Ибо, думая, что переход этот образовался природой, а не сверхъестственно и по некоей силе божественной, они приблизились к нему, как проходимому и для них. И вошедши, а лучше сказать – опустившись в него, они погибли.

Евр.11:30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

В самом деле, Бог повелел Иисусу Навину, чтобы семь священников с семью трубами и трубным звуком обходили город Иерихон, твердо укрепленный и кажущийся неодолимым, семь раз в день, и делали это в течение семи дней. Веря, что этим способом они возьмут город, они исполняли повеление и наконец, во время седьмого обхода в седьмой день от звуков трубных, стены пали сами собою, а лучше сказать были ниспровергнуты повелением Божиим (Нав.6).

Евр.11:31. Верою Раав блудница не погибе с сопротивльшимися приимши сходники (соглядатаев) с миром.

За то, что она с доверием отнеслась к соглядатаям, коих послал упомянутый Иисус в тот город, в котором она жила, поверила словам их о том, что Израильтяне возьмут вместе с другими городами и этот город, и что она дружелюбно приняла их и укрыла, когда сограждане ее искали их, за все это после, по взятии города, была она пощажена, тогда как другие, которые не согласились сдать город, погибли. Ради посрамления Евреев, к коим написано настоящее послание, Апостол указал здесь то, что относилось до Раавы, стыдя их за то, что они в деле веры оказываются ниже блудницы.

Евр.11:32. И что еще глаголю; не достанет бо ми повествующу времене о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне и Иеффаи, о Давиде же и Самуиле, и о пророцех.

Апостол не распространяет своих повествований, дабы не показаться многоречивым. Напротив сжато говорит и в то же время весьма понятно, с одной стороны избегая излишества, а с другой – чтобы не пропустить важного. И что большее, говорит он, скажу я о Гедеоне и прочих? «Недостанет бо ми времени» потребного для повествования в Послании обо всех, которые чрез веру достигали праведности. Не удивительно, что и Варака и Сампсона и Иеффая он поставил в ряд с другими; ведь он упомянул и о блуднице: ибо предметом его было не подробное изложение жизни, а только – веры, потому что эти (только что указанныя лица) чрез нее прославились.

Иже верою победиша царствия.

Так Гедеон победил царство Мадианитян, поверив Богу, повелевшему сразиться с ними, взяв с собою только триста человек и притом невооруженных, тогда как тех было огромное количество. (Суд.7:8). Варак покорил царство Хананеев, поверив словам Деворы пророчицы, побудившей его к войне с ними (Суд.4:5), Сампсон – царство иноплеменников, т.е. Филистимлян, которые назывались и Палестинцами (Суд.13–16), Иеффай – Аммонитян (Суд.11–12). Впоследствии и Давид победил перечисленных здесь иноплеменников, также и Самуил. Все прочие судии были руководителями народа Израильскаго вместо царей; Давид же был царь. Апостол не по порядку исчислял их, а просто привел на память тех, кто случайно вспомнился.

Евр.11:33. Содеяша правду.

Пророки, идущие по пути добродетели. Или же «правдою» называет человеколюбие. Это делали они веруя, что в будущем веке получат воздаяние за труды свои. Или же под праведностью будем разуметь праведность в частном смысле, каковую Давид обнаружил в отношении к Саулу, много раз оберегая его, как царя.

Получиша обетования.

По вере в то, что обещал им Бог, устремляя их на брань или на иное какое-либо дело, и за свое повиновение они получили обетования, очевидно, касавшиеся настоящей жизни, победу, напр., над врагами и иное какое-либо временное счастье, а Давид достиг того, что сущие от его семени царствовали после него в преемственном порядке.

Заградиша уста львов.

Как напр., пророк Даниил, когда он заградил уста львов, которым он отдан был на съедение.

Евр.11:34. Угасиша силу огненную.

Как, напр., три отрока в Вавилоне.

Избегоша острея меча.

Как, напр., Илия, уклонясь от козней Иезавели, или те же три отрока: ибо многие, впоследствии устроив против них козни, не победили их.

Возмогоша от немощи.

Как, напр., Езекия (4Цар.20:1), или возвратившиеся из плена Вавилонского: ибо они в рабстве и злострадании до того изнемогли, что похожи были на мертвецов; но по благоволению Божию они снова укрепились, так что способны были к войне, почему он далее и прибавил:

Быша крепцы во бранех.

когда воевали с ними народы, обитавшие вокруг Палестины и препятствовавшие им водвориться в их отечестве. (Неем.4:17).

Обратиша в бегство полки чуждих.

Полки иноплеменников они прогоняли и побеждали. Здесь опять речь о том, что они настолько укрепились в силах своих, что способны были воевать с противоборцами и побеждать их.

Евр.11:35. Прияша жены от воскресения мертвых своих.

Так, напр., вдова Сарептская чрез Илию (3Цар.17:22–23), а Соманитянка чрез Елисея (4Цар.4:34–35) приняли из мертвых живыми детей своих посредством воскрешения.

Инии же избиени Быша.

Потерпели усечение глав Иоанн Предтеча и Апостол Иаков (Деян.12:2), ибо и это есть избиение, равно как и лишение жизни чрез побиение палками. Некоторые и из предшествовавших им пророков и праведников потерпели такую же участь.

Не приемше избавления,

Не получивши избавления от такого мучения: между тем как им было возможно молчать и не подвергаться избиению, они предпочли умереть таким образом. Далее указывает Апостол и причину:

да лучшее воскресение улучать

Славное блаженное, вводящее в царство вечное. Его они не получили бы, если бы не веровали относительно грядущих благ.

Евр.11:36. другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

Так потерпели в то время подобное Апостолы, а равно и другие древнейшие мужи.

Евр.11:37. Камением побиени Быша.

Как напр., Стефан (Деян.9).

Претрени Быша.

Как, напр., Исаия

Искушени Быша.

вытерпели разнообразный испытания, как многие из Еллинов, так и из Иудеев, принявших веру.

Убийством меча умроша.

Некоторые из тех же самых. Или же теперь речь и о Захарии. Но зачем он говорит; что одни «избегоша острея меча», a другие «убийством меча умроша»? ведь то и другое друг другу противоположно. Да, одно другому противоположно, но то и это совершилось по одной и той же вере: ибо и то и другое действие веры достойно удивления, и то что один избегает великой опасности, и то, что другой терпит великое бедствие. В самом деле, одни, окруженные опасностями и верующие, что спасутся, действительно спаслись, другие же погибшие, веруя, что достигнуть великих благ, презрели смерть и охотно решились умереть.

Проидоша в милотех и козиих кожах,

Употребив слово «в милотех», он пояснил его следующим словом. Собственно милоть есть одеяние из овечьих шкур, в несобственном же смысле – и из козьих кож. «Проидоша» же в таких кожах по крайней своей бедности Илия и Елисей: ибо к ним он снова возвращается. Так как Апостолы и другие доброхвальные ученики (Христовы) еще не пользовались в глазах евреев столь великой славой, то он и переносит мысли их к Илии, и Елисею, коих они весьма уважали, и напомнив им, что эти мужи вытерпели, отсюда подает им ободрение и утешение для благодушия и твердости в искушениях.

лишени, скорбяще, озлоблени.

Примеры, знакомые для тех, к кому написано это Послание: ибо и сами они потерпели то же самое.

Евр.11:38. Ихже не бе достоит мир,

Назовешь ли этим именем («мир») бездушную и бессловесную тварь, или всех людей, мыслящих о земном, или все это вместе, они не равны по цене и одному праведнику, точно так же, как одной отборной жемчужине весь песок, вскрай моря находящийся; ибо лучше один творяй волю Господню, нежели десять тысяч грешников (Сир.16:3), под десятью тысячами разумея здесь бесчисленное множество. В самом деле, чтобы, оставив других, уяснить нам себе эту мысль в полной ее очевидности на одном лице, возьмем Иисуса Навина, который сказал: «да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Елон» (Нав.10:12) – и это совершилось. Пусть соберется вся вселенная со всеми помышляющими о земном, и пусть скажут это, постараются и сделать, но никогда им не удастся. Друг же Божий дал такое повеление творениям дружеским, – сущий на земле небесным. Это выше даже чудес Моисея. И справедливо: ибо Моисей был образом закона ветхого, а сей Иисус прообразом Иисуса Христа и Евангелия, вводящего подчиненный ему народ в землю обетованную, т.е. в царство небесное, чего закон не в состоянии был сделать, равно как и Моисей не мог вверенный его руководству народ ввести в землю обетованную.

в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных.

Те же самые Илия и Елисей и другие пророки, которых пытал Авдий (3Цар.18:4). Без сомнения он разумеет здесь и тех, которые были после Христа и за Христа потерпели сие.

Евр.11:39. И сии вси послушествани бывше верою, не прияша обетования

«Вси послушествовани бывше верою» и благоугодившие Богу умерли, но и еще не получили обетования будущих благ, т.е. воздаяния за свои труды, награды за подвиги.

Евр.11:40. Богу лучшее что о нас предзревшу.

Он лучшее нечто соделал для нас, и им еще не воздал даров и наград за труды. Что же такое это лучшее, что Он предзрел?

Да не без нас совершенство приимут.

Дабы не показалось, что они стремились предвосхитить у нас венцы; посему Он и определил всем для получения венцов одно время. И задолго до нас стяжавшие победу ожидают и нашего призвания. Авель, умерший первым, ожидает самаго последнего из всех праведника, имеющего умереть: ибо полное совершенство то и есть, когда все члены единого тела разом увенчаются. Таким образом и нас почтил, благопопечительно устроив (для нас) таковое откладывание, и тех не обидел, так как для них это приятно, они весьма желают нашего преуспеяния и совершенства и рады венчаться вместе с близкими (им) членами. Итак, зачем жe вы, находясь еще в подвиге, огорчаетесь тем, что не тотчас получаете воздаяние?


Источник: Толкование Послания апостола Павла к Евреям / Евфимия Зигабена ; пер. с греческого смотрителя Тульского духовного училища Валериана Любимова. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова, 1897. - 123, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle