Глава 11
Но вера наша не погибнет от отчаяния, ибо она утверждается на истинной надежде. Есть также и свидетели, удостоверяющие в ней. Это – люди древнего времени, в коих она открывалась, хотя ее и не видно было у людей, живших в среднее время, между древним и новым. Есть и доказательство того, что она открывает невидимое. Какое же это доказательство? – Свидетельство о древних, то есть удостоверение Писания о вере, что именно ею свидетельствованы древние отцы (Евр.11:1).
Итак, Апостол начал говорить не о той (только) вере, которая преемственно процветала у прежних отцов и отринута была евреями, но также и о той, которая существует от начала мира до настоящего времени и дошла до самих евреев. Почему, говорит, вы отступаете от этой веры? Ведь без нее, как вы знаете, и мир никогда не существовал, если он создан не на ваших глазах, но по вере словам Моисея или по преданию предшественников Моисея уразумеваете, что Бог создал мир словом Своим;
Евр.11:3. так что все это видимое... произошло от того невидимаго,
то есть: или из ничего создано, или все это видимое сотворено невидимым Богом.
Евр.11:4. Верою... лучшую... приносил жертву... Авель,.. нежели Каин,
который принес плохо выбранное: поскольку вера Авеля и неверие Каина отпечатлелись в дарах их. Ведь если бы Авель не верил в мздовоздаяние, он не избрал бы и не принес бы лучших жертв, – так как он видел брата своего, что он отовсюду набрал плохих колосьев с нерадением и, принеся их, положил на жертвенник3. Итак, ради этой веры Авель
получил свидетельство
относительно себя,
что он праведен,
– но не от человека получил он это удостоверение, а от Бога, Который
дал свидетельство дарам его,
так что даже и до настоящего времени он
говорит... ею,
то есть свидетельствуется ею (Быт.4:1).
Евр.11:5. Верою Енох перенесен был и не вкусил смерти:
ведь если бы он не веровал, что исполнение заповеди могло впоследствии ввести его туда, откуда изгнан был Адам за преступление заповеди, – то он не стал бы стараться о том, чтобы угодить Богу, в продолжение трех сот лет до своего переселения (Быт.5:21–24, Сир.44:15).
Евр.11:6. А без веры,
то есть если человек не верует, что существует истинный Бог и Что Он
для ищущих Его мздовоздаятелем бывает,
– не станет добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его.
Евр.11:7. Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо,
то есть о событиях, кои имели быть чрез сто и двадцать лет после получения им откровения, – и по страху своему пред угрозою об отдаленных наказаниях (предстоявших тогдашним людям за их нечестие и неверие)
приготовил себе ковчег,
с великим трудом,
для спасения дома своего.
Тою же верою осужден мир, который не поверил, – и та же вера соделала Ноя наследником обетования (Быт.6:8).
Евр.11:8. Верою,
повинуясь (Богу),
Авраам
оставил отца и семейство свое,
чтобы идти
не в собственное владение, но
в наследие,
ему уготованное.
«Верою» поддерживаемый, переселился он навсегда и обитал в месте обетования, как пришлец в чужом владении,
Евр.11:9. – в шатрах поселившись там с Исааком и Иаковом, сонаследниками... обетования... того (Быт.12:1).
Из наследия обещанного, которого они не получили (еще тогда), явствовало, что они
Евр.11:10. ожидали того града, имеющаго твердыя основания, коего художник и строитель есть Бог.
Евр.11:11. Верою и сама Сарра... силу к восприятию семени... получила,.. и не по времени возраста, уже безплодная, родила:
то есть силу и молодость восприняла, кои требуются для зачатия и рождения. А это все совершилось с нею потому, что она, живя среди Хананеев язычников, "верным почитала того, Кто обещал» ей дать это (Быт.17:19).
Евр.11:13. По вере умерли... все они, не получив [исполнения] обетований, но
из отдаленных времен их усматривали, то есть: хотя они уже и прежде того (до исполнения обетования) были в той земле, но очевидно они еще не обладали ею, – как и Авраам сказал сынам Аморреев:
странник... и пришлец я у вас (Быт.23:4).
Евр.11:14. Ибо те, кои это говорили,
находясь в наследии своем, «являли» тем самым, »что они" другого «отечества... ищут», не в Харане или собственнаго своего отечества в Халдее, откуда вышел Авраам.
Евр.11:15. И если бы они
стремились к тому именно отечеству,
из коего вышли, и о нем вспоминали, то имели бы
ведь в течении долгой жизни своей
время возвратиться.
Если же не возвратились, хотя и могли бы, если бы пожелали, – то этим самым ясно показали, что гораздо
Евр.11:16. лучшаго желали, то есть... небеснаго. Посему... не стыдится... Бог... называться Богом... их:
разумеются слова, сказанные Моисею: «Я – Бог Авраама, и Исаака, и... Иакова, – это есть имя Мое вечное и памятование о мне из рода в род» (Исх.3:15).
Евр.11:17–18. Верою... искушаем был Авраам... и... в жертву... принес... Исаака (Быт.22:10),
коего по «обетованию» он получил, чтобы в нем названо было ему »семя" (Быт.21:12).
Но Авраам нимало не усумнился в том, что если и умертвить его (Исаака), все же будет ему наречено в нем семя. Он думал и помышлял в душе своей, что
Евр.11:19. и из мертвых воскресить... силен Бог, откуда его и в притчу получил,
то есть: чтобы в нем научились воскресению мертвых, – и чтобы в нем познал сынов духа, кои имели быть у него.
Евр.11:20. Верою в будущее... благословил Исаак
сына своего
Иакова и потом Исава:
то есть спустя много веков исполнилось благословение того и другого (Быт.27:27).
Евр.11:21. Так и Иаков... верою... благословил каждаго сына Иосифова:
хотя они были благословлены в земле Египетской, и уже после многих лет совершилось наконец благословение их в наследии их; однако он
поклонился краю жезла своего,
поскольку веровал он, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих. (Быт.47:29–31, 48:15).
Евр.11:22. Верою Иосиф, умирая, [напоминал],
и прочее: то есть при Смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской (Быт.50:24)
Евр.11:23. Верою Моисея, после рождения, скрывали три месяца... родители его, и не убоялись угроз царя,
скрывая его в течение тех трех месяцев (Исх.2:2).
Евр.11:24. Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой:
ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия.
Пред Египетскими богатствами, кои могли достаться ему, предпочел он ревность о Христе, о Коем и сам написал. И так как он с надеждою
Евр.11:26. взирал на мздовоздая́ни,
то
Евр.11:27. оставил... Египет
и ушел,
не убоявшись гнева царскаго
и того, чтобы не нашли его (беглеца); так как Бог, являвшийся ему не внешним образом, был как бы видим для него (как это открывается) в терпении (его).
Евр.11:28. Верою совершил... пасху и пролитие крови:
то есть прежде заклания агнца он веровал, что первенцы Египетские будут умерщвлены при посредстве его и евреи спасутся чрез него (Исх.12:11).
Евр.11:29. Верою перешли... Чермное море:
поскольку, то есть, народ веровал, что войдя в море, он, как
по сухой земле,
пройдет по средине его. Напротив Египтяне, войдя в него без веры, нашли в средине его воздаяние за свои прегрешения (Исх.14:22).
Евр.11:30. Верою
Иисуса и народа
пали стены города Иерихона,
ибо с верою
обходили его семь раз
мирно и без сражения, и при звуке голоса веры разрушились башни и укрепления его в седьмой день (Нав.6:20).
Евр.11:31. Верою Раав блудница... не погибла:
ибо слава о чудесах, совершившихся в Египте и в пустыне, привела ее к вере, что евреи действительно овладеют землею Ханаанскою, как сказал Бог Аврааму. Если же Апостол упомянул о «соглядатаях», кои были »приняты ею с миром", то желал этим показать, что в чистоте и непорочности вышли от нее, ибо не для блуда входили к ней (Нав.2:1, 6:16, 24).
Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них.
Евр.11:32. И что еще , – говорит, – скажу? ведь не достанет мне времени... повествовать о Гедеоне,
то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (Суд.7:1),
– и Вараке,
верою своею победившего войско Сисара (Суд.4:4),
– и Самсоне,
который, благодаря своей вере, избил ослиною челюстью тысячу человек (Суд.15:15),
– и Иеффае,
который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских (Суд.11:33),
– и Давиде,
который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (1Цар.17:4)
– и Самуиле,
который своею верою победил Филистимлян (1Цар.7:10),
– и о [других] пророках.
Евр.11:33. Кои чрез веру побеждали царства,
пророчеством, а не мечом (Дан.3:27),
– и совершали правду,
разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых (3Цар.18:40, 21:19),
– и получили обетования,
Илия, восхищенный на небо (4Цар.2:1),
– и заграждали уста львов
– Даниил (Дан.6:22).
Евр.11:34. Угашали силы огня
Анания и его сотоварищи (Дан.3:23),
– избегали острия меча
– те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить (Дан.3:1), также Урия (Иер.26:29), и Илия (3Цар.19:3) и пророки,
– укреплялись от немощи
– Езекия царь (4Цар.20:1, Ис.38:1) и Елисей,
– были крепки на войне
– Авраам, Лот, Моисей, Иисус,
– полки... прогоняли... чужих
– Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше.
Евр.11:35. Получали... жены из воскресения мертвецов своих:
Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика (3Цар.17:17, 4Цар.4:17).
Другие же,
предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею (2Мак.6:1, 7:1): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся
получить лучшее воскресение.
Евр.11:36. Другие же поруганиям и побоям
подвергались, как Елисей (4Цар.2:23),
– темницам и узам,
как Иеремия и Михей (Иер.20:2, 33:1, 3Цар.22:26–27).
Евр.11:37. Были побиваемы камнями
– Моисей, Навоф (Навуфей) (3Цар.21:13, 2Пар.24:20),
– разсекаемы были,
как Захария и Исаия4,
– искушаемы были
разнообразно, как Иов (Иов.1:1),
– убийством меча умирали
– Михей, Урия, Иоанн (Иер.26:23, 3Цар.19:10, Мф.14:10),
– скитались в ми́лотях и козьих кожах,
как Илия и Елисей (3Цар.19:13, 19, 4Цар.2:8, 13–14),
– терпя недостатки, скорби, озлобления.
Евр.11:38. Коих недостоин... был... мир:
пророки, коих скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищею,
– в пустынях скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли:
когда то есть слава скрывавшихся дошла до слуха Иезавели, и она стала искать их, тогда Авдий заставил их удалиться и скрываться в других местах (3Цар.18:4, 13, 19:4, 8–9, 13).
И эти великие скорби свидетельствуют о всех их, что они пребывали в вере, так как
Евр.11:39. не получали обетований своих
при своей жизни.
Мы же хотя и позднее их подверглись испытаниям, однако и к нам относились прежние обетования,
Евр.11:40. дабы... не без нас... они... достигли совершенства,
то есть не так, что кто подвизался прежде, тот и награду получит прежде, но один день назначен для мздовоздаяния за все скорби, кои терпели и терпят люди.
* * *
Так и в толковании на книгу Бытия «Авель принес жертву по выбору, а Каин без выбора; Авель избрал и принес первородных и туки, Каин же принес или колосья, или вместе с колосьями и плоды, бывшие в то время» (русск. перевод, изд. 3-е. 1888. 4. 6. Стр. 338. Opp. Syri. t. I, p. 39–40). Ср. толкование Златоуста на книгу Бытия сказать, попалось, без всякого старания и разбора» (русск. перевод. 1851. 1. Стр. 318). Ср.: Midrasch Bereschit rabba (Wunsche. S. 100): «Каин принес от плодов земли, то есть от худшего, как дурной садовник, который сам ест ранние плоды, а царю дает позднейшие». По Таргуму Псевдо-Ионафана, Каин принес 14 нисана, как жертву начатков, семя льняное (у Вальтона), то есть в начале жатвы, и, следовательно, сделал наихудшее приношение.
Предание о том, что Исаия был перепилен по повелению иудейского царя Манассии, встречаем в апокрифе Ascensio Jesaiae, Vat. 5, 11–14; Талм. трактат. Jevamoth, fol. 49. б. и Sanhedrin fol. 103, б; Иустин мученик. Dial. с. Triph. с. 120; Тертуллиан. De patient, с. 14; Scorp. 8; Иероним. In Isa. I, 10. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 13, 6 и мн. др.