Глава 10
Евр.10:1. Ибо закон есть тень,
то есть все его земные обещания представляют собою только подобие
будущих благ,
– он не был
самым образом вещей
совершенным, поскольку был несовершен. Подзаконные люди еще только ожидали совершенства; ибо если бы они были совершенны, то они не приносили бы
одне... и те же жертвы каждый год, кои никогда не могли приходящих
с этими жертвами
сделать совершенными.
Ибо если бы оне делали совершенными их, то «прекратилось» бы священство их, так как перестали бы приносить жертвы свои. И если бы свободна была от греха совесть их, то они однажды были бы очищены от нечистоты плотской (Евр.10:2).
Евр.10:3. Но ими [жертвами] напоминание грехов
ежегодно бывает у них;
Евр.10:4. ибо не могла кровь тельцов и козлов уничтожать грехи.
Евр.10:5–6. Посему и Господь наш, когда входит в мир, говорит
словами Давида:
жертв... и приношений Ты не восхотел,.. тело же уготовал Мне,
дабы принесением его в жертву упразднить ветхозаветные жертвоприношения.
И потом прибавляет, говоря:
Евр.10:7. вот... Я уже пришел, чтобы совершить волю Твою, Боже (Пс.39:7–8).
Но в словах:
Евр.10:9. иду совершить волю Твою,.. отменяет первое, чтобы... второе... постановить;
так как тем самым Евангелием, которое упразднило приношения жертв, восхотел Он освятить нас посредством
Евр.10:10. приношения тела Иисуса Христа,
совершенного «однажды».
Между тем как,
Евр.10:11. всякий священник
поставленный среди народа,
одне и те же жертвы часто приносил, кои никогда не могли снять и очистить грехи:
напротив Сын, однажды,
Евр.10:12–13. за грехи наши принесши себя в жертву, навсегда возсел одесную Бога, потом ожидая,.. доколе положатся враги Его (Пс.2:8).
Евр.10:14. Ибо Он одним приношением
Себя Самого (в жертву)
соделал нас совершенными
посредством крещения и освятил нас до кончины века
навсегда.
Евр.10:15. Свидетельствует
о сем освящении грехов в Новом Завете пророк Иеремия, говоря так:
Евр.10:16–17. дам законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов... и беззаконий их уже не вспомяну более (Иер.31:33–34).
Евр.10:18. Но где такое прощение
обещал нам, т.е. отпустить грехи наши,
там
уже нет необходимости совершать
приношения,
предписанные законом, "за грехи» наши.
Евр.10:19. Итак мы имеем, братья, дерзновение входить во святилище,
которое есть вера наша, – которое посредством крови Его обновило нам сей путь веры; ибо и древние имели ее, но бывшие потом (в средине между древними и нами) люди утратили ее, а в настоящее время Он опять возобновил ее в нас
Евр.10:20. чрез завесу, то есть чрез плоть Свою:
поскольку Он есть также и Первосвященник наш; ибо если Он умер за грехи наши, то Он есть для нас
Евр.10:21. первосвященник,
не над скиниею временною, но
над домом Божиим.
Евр.10:22. Да приступаем
к Нему
с истинным сердцем,
чтобы достигнуть нам совершенства в вере, которую Он насадил в нас, – и да будет окропление над сердцами нашими, то есть да будут чрез Него омыты сердца наши, чтобы нам очиститься
от совести лукавой,
проявляющейся в помышлении зла,
и омоем тело
наше крещением освящения,
Евр.10:23. будем держать
в скорбях наших «надежду», которая должна исполниться в свое время, – и чрез постоянное исповедание будем стоять неуклонно и да не колеблемся, приходя в отчаяние по причине отдаленности исполнения того, что нам обетовано,
ибо верен Обещавший нам.
Из-за внешних гонений или внутренних скорбей да не оставляем друг друга без помощи, как есть обыкновение такое у некоторых, но будем утешать друг друга, – особенно когда увидите приближение дня скорби или гонения (Евр.10:24–25).
Если же колеблемся и
Евр.10:26. своевольно грешим
после того, как получили это
познание истины,
данное нам чрез Христа:
то уже не имеем жертвы
лучшей, чем та, которую Христос принес
за грехи.
Евр.10:27. Но... страшное наказание суда и ярость огня.... пожрет врагов,
кои были противниками себе самим и ближним.
Евр.10:28. Ибо [если] те,
кои преступали немощный закон Моисеев, (бывший прообразом закона Христова),
без всякаго милосердия, по показанию двух или трех свидетелей, подвергались смерти,
и не давалось места покаянию:
Евр.10:29. то сколь более, думаем, худших будет достоин наказаний тот, кто попирает
не закон Моисеев, но
Сына Божия, и... кровь нового завета
Его простою считает, то есть такою же, как кровь телицы, кропившуюся на завет Моисеев, между тем как она (кровь Нового Завета) безмерно превосходнее той (ветхозаветной), поскольку «чрез нее мы освящены» в крещении от греха и беззакония, и
тот, кто... духу благодати,
вкропленной в нас, наносит
оскорбление?
– Это суть те, кои Евангелие считают таким же, как закон Моисеев.
После сего, устрашив их свидетельством из пророка:
Евр.10:30. судит... Господь... народ Свой (Втор.32:35–36, Пс.134:14),
Апостол возвращается к напоминанию им той первой радости, которая была у них вслед за обращением их в христианство.
Евр.10:32. Вспомните , – говорит, – прежние дни, в кои вы, быв крещены, многия страдания и подвиги выдержали:
– то суть грехи ваши.
Евр.10:33. То... поношения, то скорби, – говорит.
Это указывает на то, что закон заставлял их открывать свои грехи над жертвами ихними, – а позор от людей побуждал их не открывать своих грехов; это, говорит, те самые скорби, кои вы имели при объявлении своих грехов, и те поношения, кои препятствовали вам открывать свои грехи. Итак, те угрызения совести, которые вы предпочитали и которые доставляли вам столь великую скорбь и столь сильные страдания, теперь принесены вами (в жертву) с благоговением и скромностью в крещении водами вместе с очищением, вами полученным. А также и «зрелищем» переселения были вы во дни преследования вас, и
общниками также труждающихся сделавшись,
как и вы труждались.
И даже до сего времени
Евр.10:34. узникам сострадали... вы... и расхищение имений ваших
не оплакивали, но напротив радовались в душе, поскольку знали и надеялись, что лучшие блага вам уготованы
на небе
вместо того худшего и тленного, которое отнято у вас.
Итак, смотрите, не лишайте себя той уверенности, которую, как думаю я, вы усвоили себе, ибо вы знаете, что за нее предстоит великое мздовоздаяние (Евр.10:35).
В терпении подобает вам творить волю Божию, чтобы получить эти, обещанные вам дары (Евр.10:36).
Не падайте же духом;
Евр.10:37. ибо еще мало несколько-несколько, – Грядущий приидет
во втором пришествии, – Он, Кто приходил в первом пришествии.
Ведь праведник (говорит Господь у пророка Аввакума) бывает жив тогда, когда в нем обретается вера и терпение; если же кто колеблется и мучится сомнением оттого, что не приходит мздовоздаятель, то
Евр.10:38. не будет угоден он душе моей
и в тот день (Авв.2:3–4).
Евр.10:39. Мы же не
пребываем в сомнении, которое вредит совершению подвига нашего и нас
к погибели ведет, но в вере [стоим],
коею совершаем
приобретение души нашей
и которая возвышает нас над всем.