Глава 9
Евр.9:1. И первый завет , конечно, имел
некоторые законы, служившие к достижению правды, тем, что требовал смертной казни за грех. Но это (новозаветное) освящение, то есть закон, освящающий нас посредством воды, не преходящ, как тот (ветхозаветный), но во век пребывает, заменив собою и отвергши ветхий закон посредством благовествованного чрез Иеремию Нового Завета.
Говорит потом о скинии времени (временной) и о всем, в ней бывшем, дабы раскрыть и доказать, что и это все прешло вместе с ее преходящим законом. Ведь невозможно было всему этому оставаться после упраздненного закона, так как и это все служило только символами и прообразами того истинного служения Богу, которое пребудет всегда. Итак, снова указывает Апостол на то, что упраздняется и служение, бывшее в скинии временной, которою иудеи особенно величались, когда говорит:
Евр.9:2. скиния первая... была... устроена так, что в ней были светильники и стол
с другими предметами.
Евр.9:3–5. В скинии же внутренней, которая называлась святая святых, под завесою,.. кадильница золотая
и ковчег, совне и внутри покрытый золотом, и прочее. Но нет нужды говорить теперь подробно и по порядку (об этих предметах); ибо, хотя каждый из этих предметов был поставлен в своем месте для отправления известных служб, однако же все это были только таинственные прообразы сего небесного таинства, так что когда явилась истина, то уже нет для нас нужды обращаться к теням.
Во внешнюю ту
Евр.9:6. скинию всегда входили священники, совершая свои службы,
Евр.9:7. во вторую же входил только раз в год один... первосвященник, – и притом не без крови, которую приносил
сначала
за свои,
а потом
за народные грехи... неведения.
В этом прообразовательно
Евр.9:8. указывал дух Святый на путь во святилище,
то есть посредством закона о вхождении первосвященника во святое святых Дух Святый прообразовательно указал на евангелие, которое надлежало открыть людям.
Итак, внешняя скиния была подобием и "притчею» или символом, относящимся к некоторому времени, поскольку
Евр.9:9. в ней дары и жертвы... приносились такие, кои не могли совершенным... сделать
народ, равно и "совесть» тех, кои совершали службу, но заключались они
Евр.9:10. в пище и питии и разных омовениях
рук и сосудов и других предметов, – ибо «это были уставы (касающиеся) плоти« или заповеди священства, а не божества.
И это все, как я сказал, так исполнялось сверх закона немощными священниками даже »до того времени" (Евр.9:10), когда Бог совершил исправление, – когда пришел
Евр.9:11. Христос, первосвященник
не жертв, но
благ.
И вошел Он в
скинию,
не малую и рукотворную, но в
большую и совершенную,
которая не создана руками людей,
то есть не сего [такового] творения,
поскольку и она также из ничего создана, а не так, как та скиния, которая сооружена была из вещей, похищенных у Египтян (Исх.12:35–36, 25:1–2).
Евр.9:12. И не
пришел Он для того, чтобы войти, подобно их священникам,
с кровью козлов и тельцов, но,
придя (на землю),
с собственною Кровью... вошел Он.
Господь наш вошел не так, как ежегодно входил первосвященник, ибо Он вошел «однажды» не в то святилище, которое прешло вместе с священством их, но "во Святое» Святых на всегда, и Кровью Своею совершил очищение всех народов.
Евр.9:13. Ибо если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы, кропившийся на оскверненных
или проказою или нечистотою сна,
освящал их:
Евр.9:14. то сколь более кровь Христа, Который
не так, как кропление ихнее – бессильное и ежедневно требовавшееся, но
посредством Духа Святаго,
то есть духовного жития,
Себя... принес в непорочную жертву Богу, – очистить совесть нашу,
посредством крещения,
от... дел... мертвых,
чтобы в святости
служили мы Богу живому!
Евр.9:15. И потому Он есть Посредник Новаго Завета,
дабы чрез «смерть» Его совершилось «искупление» тех, кои оказались
преступниками в прежнем завете,
– и
дабы... получили обетование [обетованное] призванные к вечному наследию.
Дав нам завет (завещание) по требованию Своей правды и для нашего оправдания, Он Сам однако же должен был подвергнуться смерти, ибо завещание получает силу только тогда, когда умрет написавший это завещание. Смерть претерпел Он также и для того, чтобы это завещание Его не было таким же, как первое, которое без крови не имело силы, ибо кровь телицы кропилась на него, а не кровь завещателя (Евр.9:16–18, Исх.24:8).
Евр.9:19–22. Взяв чужую кровь [тельцов и козлов], он окропил... народ... и скинию и все сосуды
ее: потому что «все... кровью... по закону... очищалось, и без кропления этой крови животных не было отпущения греха».
Евр.9:23. Итак, если это образы небеснаго,
то есть прообразы сего таинства, Небесною Кровью очищаются, то не тем ли более
само... небесное... должно было очищаться лучшею жертвою,
чем те жертвы?
Евр.9:24. Ибо... не в рукотворное
человеческое
святилище, бывшее отображением истиннаго святилища, вошел... Христос,.. но в самое небо, чтобы предстать [явиться] пред... Богом
не за Себя, но
за нас.
Евр.9:25. И не для того, чтобы снова и снова приносить Себя,
совершил Он жертву посредством (Своей крови, а не) чужой, (как ветхозаветный первосвященник), откуда явствует превосходство Его жертвы пред ветхозаветными.
Евр.9:26. Иначе надлежало бы Ему... от начала мира,
разумей после преступления первой заповеди, снова и
часто умирать: теперь же, однажды в кончине времен
пострадал, чтобы принесением Себя в жертву искупить грех, который подвергал смерти как народ иудейский, так и всех язычников.
Евр.9:27. Как... положено людям однажды умереть
за первый грех их,
а
после смерти им предстоит
суд:
Евр.9:28. так и Христос однажды
явился и
принес
Себя за грехи всех,
вторично же явится
уже не для того, чтобы умирать тогда за грехи, за кои однажды умер, но чтобы явиться в новом мире, где не будут иметь грехов с надеждою ожидающие от Него спасения.