Источник

Глава 11

Евр.11:1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

«Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых». Ибо невидимое видим мы верою. Она делается для нас оком к созерцанию уповаемого и не пришедшее еще в бытие показывает уже состоявшимся. Когда все мертвые еще во гробах, вера живописует нам воскресение и научает представлять бессмертие в прахе тел. Потом Апостол показывает славных прежде бывших святых, прославившихся верою.

Евр.11:2. В ней свидетельствованы древние.

«В сей бо свидетелствовани Быша древнии», то есть древле жившие, до закона и под законом просиявшие святые. На первом же месте поставляет Апостол первоначально преданное нам в письмени. А первое в письмени преподанное нам учение – таково: «В начале сотвори Бог небо и землю» (Быт.1:1), и прочее, сказанное о творении.

Евр.11:3. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

«Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти». Ибо не телесное око видело, как созидал Бог всяческих, но вера наставила нас, что присносущный Бог сотворил не сущее.

Ибо сему нет примера у людей, однако же, ничему подобному не научаемые природою, наставницею необычайного имеем веру. Люди созидают из существующего, а Бог всяческих из несуществующего произвел существующее.

Евр.11:4. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

«Верою множайшую жертву Авель паче Каина принесе Богу, еюже свидетелствован бысть быти праведник, свидетелствующу о дарех его Богу: и тою умерый еще глаголет». «Множайшею» назвал Апостол как драгоценнейшую. И сие явно из обвинения, изреченного Каину; ибо сказал ему Бог: «еда аще право принесл еси, право же не разделил еси» (Быт. 4, 7)? Следовательно, Авель и разделил право, и принес благочестно; то же и другое сделал, имея наставницею веру. А сие: «еще глаголет», значит: до настоящего времени славен, пресловут и восхваляется всеми благочестивыми.

Евр.11:5. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

«Верою Енох преложен бысть не видети смерти: и не обреташеся, зане преложи его Бог. Прежде бо преложения его свидетелствован быст, яко угоди Богу». Бог преложил благоугодившего; а благоугодил, уверовав, что Бог подвигоположник благочестия. Потом Апостол выражается положительно.

Евр.11:6. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

«Без веры же невозможно угодити Богу». Привел же и доказательство положения и представил оное уже в виде несомненного изречения. «Веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающым его мздовоздаятель бывает». Кто не уверовал, что сие действительно так, тот не приемлет на себя трудов добродетели. Ибо и земледелец не стал бы проливать пот, возделывая землю, если бы не уверен был, что соберет плоды трудов; так и кормчий, имея в виду пристань, переносит всякого рода опасности.

Евр.11:7. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

«Верою ответ приим Ное о сих, яже не у виде, убоявся, сотвори ковчег во спасение дому своего: еюже осуди мир, и правды, яже по вере, бысть наследник». Вера настроила Ноя приготовить ковчег. Если бы некрепко веровал в Повелевшего сделать сие, то, подобно другим людям, возлюбил бы лукавство. «Осуди же мир» тем, что один из всех людей шел путем прямым. «И правды, яже по вере, бысть наследник», то есть преуспевал в правде, потому что не подзаконную вел жизнь, но, сделавшись питомцем веры, удостоился похвал.

Евр.11:8. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

«Верою зовом Авраам послуша изыти на место, еже хотяше прияти в наследие, и изыде не ведый, камо грядет». Сие: «зовом Авраам», сказал Апостол по причине перемены имени. Ибо, называясь Аврамом, наименован Авраамом. Поверив же Призвавшему, оставил отеческий дом и последовал, не зная, какую землю обещает дать ему; ибо Призвавший сказал ему: «Иди в землю, юже ти покажу» (Быт. 12, 1).

Евр.11:9. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования.

«Верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду, во кровы вселися со Исааком и Иаковом, снаследниками обетования тогожде». Да и пришедши в обетованную землю, не стал ее владетелем, но и сам, и сын, и внук вели жизнь переселенцев, на собственной по обетованию земле обитая, как на чужой. Потому и домов не строили, но проводили жизнь, вселяясь в кровах. Однако же веровали, что Обетовавший истинен, даже и не видя свидетельства событий, согласующихся с верою.

Евр.11:10. Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

«Ждаше бо основания имущаго града, ему же художник и содетель Бог». Авраам не настоящего желал, но вожделевал будущего, потому что будущее поистине твердо и прочно. Ибо словом «основания» Апостол означил долгое пребывание, а "градом» нерукотворенным назвал небесное житие. Сие же сказал он и выше: «Не в рукотворенная бо святая вниде Христос, ...но в самое небо» (Евр. 9, 24).

Евр.11:11. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

«Верою и сама Сарра силу во удержание семене прият и паче времене возраста роди, понеже верна непщева Обетовавшаго». Сперва рассмеялась Сарра, не уведав естества Обетовавшего и зная пределы человеческой природы, ибо отказывали ей в рождении не только старость, но и заматорелость ложесн. Но впоследствии, дознав, кто Обетовавший, и уверовала, и родила, как уверовала.

Евр.11:12. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

«Темже и от единаго родишася, да еще умерщвленнаго, якоже звезды небесныя множеством и якоже песок вскрай моря безчисленный. От единаго», то есть от Авраама. Но если под одним разуметь будем и обоих, то не погрешим; ибо сказано: «будета два в плоть едину» (Быт. 2, 24). Потом Апостол доказывает, что все они в совокупности верою видели воздаяния за благие труды, в настоящей же жизни не насладились оными. А как скоро сие таким образом показано и Судия вместе с тем признан праведным, то доказана также и будущая жизнь. Ибо очевидно, что прошедшие весь путь добродетели, а в настоящей жизни не приявшие наград за труды, непременно приимут, потому что Судия справедлив. Следовательно, будет некая другая жизнь, в которой провозгласятся имена победивших. Сему же учит Апостол в следующих словах:

Евр.11:13. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле.

«По вере умроша сии вси, не приемше обетований, но издалеча видевше я, и целовавше, и исповедавше, яко страннии и пришелцы суть на земли». Так патриарх Авраам сказал сыном Хеттеевом: «преселник и пришлец аз есмь у вас, дадите ми стяжание гроба между вами, и погребу мертвеца моего от Мене» (Быт. 23, 4). И тот, кто приял обетование обладать всею землею, не владел местом и в три локтя. О сем и добропобедный Стефан сказал: «и не даде ему... ниже стопы ногу» (Деян. 7, 5). Так и блаженный Давид, будучи даже царем и обладателем оной земли, часто взывал: «яко преселник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои» (Пс. 38, 13).

Евр.11:14. Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

«Ибо таковая глаголющии являются, яко отечествия взыскуют». Именующие себя странниками, говорит Апостол, дают сим видеть, что ничего настоящего не признают собственностию, но вожделевают иных вещей. О сем и Господь сказал: «аще в чужем верни не бысте, ваше кто вам даст» (Лк. 16, 12)?

Евр.11:15. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться.

«И аще бы убо оно помнили, из негоже изыдоша, имели бы время возвратитися». Ибо если бы патриарх почитал отечеством Харран или землю Халдейскую и потому, обитая в Палестине, именовал себя переселенцем, то, если бы хотел, весьма легко мог возвратиться.

Евр.11:16. Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

«Ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго. Темже не стыдится сими Бог, Бог нарицатися их: уготова бо им град». Не о здании каком сказует сие Апостол, но о житии на небесах. Сие говорит он и несколько ниже: «Но приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному» (Евр. 12, 22). Кстати же употребил слово: «не стыдится». Ибо Господь сил, Владыка Ангелов, Творец неба и земли, на вопрос: «что имя Ему?» – оставя все прочее, сказал: «Я Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль... сие Мое имя есть вечное, и память родов родом» (Исх. 3, 13, 15).

Евр.11:17. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного.

Евр.11:18. О котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

«Верою приведе Авраам Исаака искушаемь, и единороднаго приношаше, обетования приемый», «к немуже глаголано быст: яко о Исааце наречется тебе семя». Бог обетовал множество потомков Исааковых соделать подобными песку морскому, и Сам повелел Исааку стать жертвою. Посему патриарх, осаждаемый двумя противоположными помыслами, когда, притом, и естество терзало его жесточае всякого исполнителя казни, все преодолел без труда и принес жертву. Но Апостол показывает и тот помысл, водясь которым Авраам рассеял все другие помыслы.

Евр.11:19. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

«Помыслив, яко и из мертвых воскресити силен есть Бог». Патриарх преоборол родившийся в нем помысл о множестве потомков, уверовав, что и умерщвленному, по Божию изволению, можно стать живым.

«Темже того и в притче прият», то есть как бы в знамение и прообраз воскресения. Ибо Исаак, умерщвленный готовностию отца, ожил по гласу Воспретившего заклание. Но в нем предначертан и образ спасительного страдания; почему и Господь сказал иудеям: «Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовася» (Ин. 8, 56).

Евр.11:20. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

«Верою о грядущих благослови Исаак Иакова и Исава». Ибо не дал бы невидимых благословений, если бы не веровал, что за словами последует дело.

Евр.11:21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

«Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови и поклонися на верх жезла его». Ибо предзнаменовал царскую власть Ефрема и подчинение ему десяти колен; посему самим собою предобразует их поклонение.

Евр.11:22. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

«Верою Иосиф умирая о исхождении сынов Израилевых памятствова и о костех своих заповеда». Ибо не дал бы заповеди о костях, если бы не веровал Божиим обетованиям.

Евр.11:23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

«Верою Моисей родився сокровен бысть три месяцы от отец своих, зане видеша красно отроча и не убояшася повеления царева». Ибо, взглянув на наружность младенца, понадеялись, что он сподобится Божией о нем попечительности.

Евр.11:24. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой.

Евр.11:25. И лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение.

«Верою Моисей, велик быв, отвержеся нарицатися сын дщере фараоновы», «паче же изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость». Ибо, воспитываемый в царских чертогах, всякою наслаждающийся роскошью, называющийся сыном царевны, он не предпочел бы бедственную жизнь единоплеменников, если бы не видел Подвигоположника, взирая очами веры. "Греха» же «сладостию» Апостол назвал жизнь с злочестивыми.

Евр.11:26. И поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

«Болшее богатство вменив египетских сокровищь поношение Христово, взираше бо на мздовоздаяние»; то есть поношение во образе Христа, уподоблявшееся поношениям Христовым, какому противники отваживались подвергать благочестие.

Евр.11:27. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

«Верою остави Египет, не убоявся ярости царевы: невидимаго бо яко видя, терпяше». Хотя Египет оставил и убоялся, но дерзновенно поразил египтянина. Посему Апостол указал на бегство вместо причины бегства.

Евр.11:28. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

«Верою сотвори пасху и пролитие крове, да не погубляяй перворожденная коснется их». Ибо без веры как поверил бы он, что кровию овчею будет остановляема смерть? Но он посредством образа прозревал в самую истину и представлял себе силу Владычней крови.

Евр.11:29. Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули.

«Верою преидоша Чермное море аки по сусе земли: егоже искушение приемше Египтяне истопишася». С верою Моисей, ударив жезлом по водам, уготовил народу необычайный оный путь, который стал гробом для египтян.

Евр.11:30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

«Верою стены иерихонския падоша, обхождением седмих дний». Звук труб, издаваемый с верою, подобно стенобитным орудиям, ниспроверг стены.

Евр.11:31. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем),» не погибла с неверными.

«Верою Раав блудница не погибе со сопротивльшимися, приимши соглядатели с миром». И беззаконие жизни не воспрепятствовало спасению, потому что вера прикрыла греховные язвы. Достойна же удивления апостольская мудрость, а лучше сказать, песнословить надлежит действенность Божия Духа в том, что с Моисеем, Авраамом, Ноем, Енохом и другими святыми сопряжены жены иноплеменницы и блудницы, чтобы и сила веры была видима, и смирилась надменность иудеев. Ибо шестьсот тысяч истреблено их в пустыне за неверие и не принесло им пользы житие по закону, а Раав хотя была далека от сродства с Авраамом, чужда жизни подзаконной и большую часть времени провела в распутстве, но верою приобрела спасение и начертала собою образ Церкви. Как она с верою приняла соглядатаев, так Церковь – Апостолов. И как она в знамение спасения получила «вервь червлену» (Нав. 2, 18), так Церковь в Владычней крови насладилась вечных благ. Таким образом упомянув о наименованных им и увидев множество перечисленных, божественный Апостол о прочих упоминает вкратце.

Евр.11:32. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках.

«И что еще глаголю? Не достанет бо ми повествующу времени о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне и Иеффаи, о Давиде же и Самуиле». Апостол выставил имена их, но умолчал о роде их заслуг. Но в последующем за сим, правда неясно, говорит, однако же, о преимуществах каждого. Потом о других упоминает вообще и говорит:

«И о других пророцех». Сказует же, в чем они преуспели.

Евр.11:33. Которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов.

«Иже верою победиша царствия». Гедеон низложил мадианитян, Сампсон – филистимлян, Варак – Сисару, Давид – аммонитян, амаликитян и оба племени сириан (2Цар. 10, 6), Самуил – филистимлян.

«Содеяша правду». Это общая заслуга всех святых.

«Получиша обетования». И Аврааму обетовал Бог о семени его благословить все народы (Быт. 22, 18), и Исааку и Иакову дал то же благословение, да и Давиду изрек обетования о Владыке Христе и истину оных доказал самим делом. Обетовал также возвращение из Вавилона и исполнил сие обетование.

«Заградиша уста львов» – Даниил.

Евр.11:34. Угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих.

«Угасиша силу огненную» – Анания, Азария и Мисаил.

«Избегоша острия меча» – победившие в войнах.

«Возмогоша от немощи». Возвратившиеся с Зоровавелем, освободившиеся из плена и победившие восставших на них соседей.

«Быша крепцы во бранех» – и перечисленные выше, и дети Маттафии: Иуда, Ионафан и Симон.

«Обратиша в бегство полки чуждих». Апостол одно и то же выразил различно.

Евр.11:35. Жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобожде­ния, дабы получить лучшее воскресение.

«Прияша жены от воскресения мертвых своих». Это чудеса великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына вдовицы, а другой сына соманитяныни.

«Инии же избиени Быша, не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат». Елеазар, семь Маккавеев и их матерь.

Евр.11:36. Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу.

«Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею». Те же самые, и кроме них, многие другие.

Евр.11:37. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления.

Евр.11:38. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

«Камением побиени Быша». Священник Захария, сын Иодаев.

«Претрени Быша». Говорят, что претерпел это пророк Исаия.

«Искушени Быша». Авраам и Иаков.

«Убийством меча умроша». О сем и Господь сказал: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе» (Мф. 23, 37).

«Проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени»: «ихже не бе достоин мир, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных». Так великий Илия; так Елисей, великий наследник его благодати; так большая часть пророков, которые и домов не имели, но рубили дерева и строили себе кущи.

Евр.11:39. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного.

Евр.11:40. Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

«И сии вси послушествовани бывше верою, не прияша обетования». «Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут». Многочисленны и велики были их подвиги; однако же они не сподобились еще венцов, потому что Бог всяческих от других ожидает подвигов, чтобы, когда закрыто будет поприще, всех победоносцев вместе удостоить провозглашения.


Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И. Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 502-575.

Комментарии для сайта Cackle