№ 23. Неделя шестая по Пятидесятнице
6. Братия, как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7. имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении;
8. увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10. будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11. в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12. утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13. в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Нет в природе ничего такого, живущего, движущегося или растущего, чтобы состояло из одного только члена. Для правильной жизни как в царстве животном, так и растительном различные орудия или органы разными путями и мерами содействуют одной, общей жизненной цели. Растение, например, для течения и развития своей жизни имеет корень, стебель, кору, ветви, почку, листья, плоды, в плодах семена для нового поколения. Животные имеют другие члены, очень многочисленные, но все целесообразные: одни для питания, другие для кровообращения, третьи для движения, четвертые для дыхания или для ощущений. При равномерном отношении членов друг к другу течет в порядке и жизнь животного существа. Те же условия правильной жизни – и в обществе человеческом, и в Церкви Христовой, в которой есть множество членов разнохарактерных, но все должны жить для одной небесной цели при водительстве Самого Христа и Духа Святого (I Кор. XII, 11). Эта цель- мир на земле и блаженство на небе. Для достижения этих двух, составляющих одно целое, целей св. апостол и убеждает римских христиан знать каждому свои обязанности, честно их исполнять, не вторгаться в деятельность чужую, не мешать другому.
Но при всех этих частных, так сказать, служебно-церковных и разных других обязанностях у верующего, в нем должны постоянно действовать и управлять им две заповеди Божий: на службе и в частной жизни возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и люби ближнего как самого себя (Лк. X, 27).
Св. апостол Павел знал, что и между римскими христианами бывали нарушения обязанностей, и они любили вмешиваться не в свое дело или, исполняя обязанности, оказывали излишнее усердие, строгую правду без человеколюбия. Поэтому-то он и внушает иметь братскую любовь, снисхождение, знать каждому свое место и свои границы; а иначе выйдет беспорядок, путаница. Своего дела порядком не сделаешь – чужого не исправишь, а только помешаешь, и, таким образом, пойдет жизнь общественная неправильно, вкривь да вкось.
Гл. XII, ст. 6. Братие, по данной нам благодати все мы, каждый из нас, имеем различные дарования, поэтому служите друг другу, каждый тем даром, какой получил от Бога (1Пет. IV, 10); например, имеешь ли ты пророчество, пророчествуй по мере веры.
Что называется пророчеством? Пророчеством называется: во-первых, дар предсказывать будущее, во-вторых, дар открывать не только будущее, но и настоящее, например планы Божий, тайны Св. Писания, сокровенные состояния человеческого сердца, бездну греха и славу искупления. Этот дар пророчества вообще обнаруживался в одушевленной речи с прямым отношением к обществу, которое он возбуждает, увещевает и утешает. Но так как это восторженное состояние пророка должно быть сообразно с нуждою общества и с местом и так как дар пророчества и его употребление зависит от здравомыслия человека пророчествующего и его любви к ближним, то поэтому пророчествующий и не должен чрез меру воодушевляться, забывать и свое положение, и время, и место, и понятия своих слушателей. За неразумное употребление дара пророчествующий подлежит ответственности пред Богом. Поэтому-то и св. апостол предупреждает: имеешь ли ты пророчество, т. е. религиозное вдохновение, иногда сопровождающееся словом, то пророчествуй по мере веры, согласно с верованием Церкви Христовой, в пределах твоего дара (2Кор. X, 13), который подается по мере твоей веры. За большое не берись, и чего тебе не дано, тем не хвастай. Будь благоразумен и осторожен в слове пред обществом верующих. Тем более обыкновенный проповедник не должен извинять непреодолимым влечением духа, особенным религиозным восторгом свои преувеличения и резкости в своих проповедях или беспорядки, бесчиния, взаимную давку, шум, крик, толкотню между своими слушателями и молящимися в церкви, например во время принятия освященной вербы на всенощном бдении пред Вербным воскресеньем, или пред самым принятием Св. Даров, или при лобызании св. Евангелия или образа на всенощном бдении в храме. Ст. 7. Имеешь ли служение, пребывай в служении. Т. е. имеешь ли ты диаковскую должность, пребывай диаконом честным, смиренным, исполнительным, быстрым, не двоязычным, не пристрастным к вину, не корыстолюбивым и храни таинство веры в чистой совести (1Тим. III, 8–9) – так учит тот же св. апостол Павел диаконов в послании к Тимофею. А действительно, диаконы с давних пор силились стать выше своего звания: одни из них старались причащаться раньше священников и даже епископов, прикасались Евхаристии и из своих рук преподавали св. Дары священникам; другие не оказывали уважения к высшему сану священному, дерзновенно дозволяли себе сидеть в присутствии пастырей Церкви. Против такого дерзкого отношения диаконов к пастырям и постановлены были правила на Вселенских Соборах.
Имеешь ли служение, пребывай честен и усерден, послушен в служении. Эти слова св. апостола, относящиеся к диаконской должности, вполне применимы и нравоучительны для всякой прислуги. Прислуга! Повинуйся господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего… служа с усердием, как Господу, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный (Еф. VI, 5–8).
Впрочем, и все мы в своем роде и месте являемся служащими друг другу. Высший, больший из нас да будет всем слуга, по слову Христову (Мф. XXIII, 11), и имеет заботу обо всех подчиненных. Человек должностной, но с меньшей властью в своем кругу, служит сподручным ему. Все мы друг от друга зависим, друг в друге нуждаемся: высший в низшем, богач в трудящемся бедняке, начальник в подчиненном. Следовательно, каждый, желая видеть услужение себе усердное и благовременное, сам тоже должен исполнять свои обязанности, свою службу строго, честно, по совести. Так, например:
(ст. 7) учитель ли ты – будь разумен, понятен и назидателен в учении. Дар учения предполагает и требует предварительного знания. Нужно знать то, чему учить, нужно знать, кого и как учить. Между тем, как пророческая речь в минуты вдохновения говорит от сердца сердцу и главным образом бывает направлена на пробуждение и оживление чувства, назидательная проповедь, изложенная более понятным языком, относится первее всего к рассудку и содействует усовершенствованию и благоустроению общества. Поэтому-то от учителя – от проповедника – требуется, чтобы он хорошенько сам потрудился, понаблюдал над людьми, позапасся разнородными сведениями, чтобы быть готовым к ответу всякому вопрошающему, требующему отчета в нашем вероисповедании. Служение нелегкое! Это служение слова должно сопровождаться и подтверждаться жизнью самого проповедника. Но кто к сим вполне доволен, удовлетворителен и достоин?! По крайней мере, учитель, не гордись собою, но будь смирен и любвеобилен, дорожи и временем для обучения других, оплачиваемым тебе. Во всяком случае, учи других уму-разуму, разъясняй им толково, просто, от сердца волю Божию, Его святой Закон, тайны Царства Божия и его дел в жизни и природе; не пропускай ни одного случая к назиданию. Ни одно гнилое слово да не исходит из уст твоих, но только доброе слово, назидательное и отрадное благочестной душе ближнего (Еф. IV, 29). Согласитесь, что обязанность учителя веры очень стеснительна; потому не всякий и берется за нее. А кто принял это звание, тот более тяжкую ответственность отдаст пред Богом, чем простой мирянин-христианин слушающий. Поэтому, православные, не забывайте в своих каждодневных молитвах и ваших учителей веры – ваших отцов духовных. С них многое взыщется пред Богом, да помилует и спасет их Господь. Молитесь и за всякого учителя истины и добра, за всех добрых людей, которые распространяют знания чрез печатное слово или руководят вас по данной им власти, творят суд и расправу среди вас безобидно.
Ст. 8. Увещатель ли ты – увещевай и утешай. Если ты, будучи честным христианином, не имеешь церковной должности, но имеешь добрую душу и чувствуешь в себе призвание быть полезным силою своего увещания, то не пропускай случая сказать кстати свой совет, свое доброе слово. Вот идешь ты по улице, видишь: мальчик ругается скверными словами, иногда не понимая их смысла; вот школьники вырвались из стен школы и на улице среди проходящих дерутся, пересыпая драку бранью; вот пьяный ругается скверно-матерными словами, или муж бьет жену на виду у публики; кто-нибудь стесняет невинного – яви здесь свое участие христианское, внуши добро по-дружески, без запальчивости, дай увещание христианское. И почем знать, вовремя остановленный, от зла удержанный человек, быть может, очнется, образумится и будет осторожнее держать себя впоследствии. Слово, сказанное кстати, иногда производит перелом и переворот в жизни. Жаль, что доселе члены общества христианского не вполне сознают эту свою обязанность, сваливая всю обязанность на низшие власти, вращающиеся среди обыденных явлений жизни и избегая траты времени из-за проволочек, следствий и свидетельства. Люди часто бывают скорее согласны подать помощь вещественную, чем вовремя сказать слово, которое дороже рублей.
Впрочем, если ты раздаватель, то раздавай в простоте, т. е. если ты приставлен от общества для раздачи бедным денег, одежды, пищи, учебных пособий или наград достойным, то раздавай в простоте, раздавай по справедливости, по честности; не имей в виду только свое родство, своих знакомых или свои самолюбивые расчеты; не обижай и посторонних – будь справедлив ко всем. Ведь порученное тебе для раздачи не твое, не скупись, раздавай с радушием в простоте, а не с хитростью. Не обегай тех честных, но бедных тружеников, которые достойны общественного содействия и помощи; не закрывай от них глаз своих – их труды ощутительны и почтенны, и общество видит их; но так как ты приставлен к средствам общественным для раздачи их, то и будь добр без предвзятых мыслей, без затаенного злостного чувства.
Начальник ли ты – начальствуй с усердием. Получивши власть, ты, начальник, со смирением благодари Бога за то, что Он тебе дает более обширный круг для благотворении и чрез то более случаев к снисканию себе награды на небесах за дела милосердия. Поэтому начальствуй с усердием не для того, чтобы тебя только награждали и прославляли, чтобы тебе было хорошо одному, но усерден будь ради подчиненных тебе людей или при разрешении врученных тебе дел. Вникай в положение тебе вверенных людей: отличай достойных от недостойных, поощряй честных слуг, избавь от обиды притесняемых, взыщи беспомощную бедность, облегчи положение голодных и холодных, бесприютных сирот и слабеющую старость. Будь для всех отцом-покровителем и утешителем. Будь доступен для всех, выслушивай и разузнавай правду спокойно, внимательно и дай ей торжество над ложью и кознями; являй более милости, чем беспощадной строгости. Не задерживай, не затягивай дел, тебе порученных. Проволочка дела истомляет дух и здоровье ищущих защиты, умаляет их жизненные средства, губит много дорогого времени в ожидании решения по делу.
Благотворитель ли ты – благотвори с радушием. Если ты благотворишь и еще состоишь членом разных благотворительных учреждений, обществ и человеколюбивых советов, то благотвори с радушием, не ожидай себе награды земной за твое пожертвование; помогай, не давая чувствовать призреваемому зависимости от тебя; не укоряй, помогая, а помогай с радостью за то, что имеешь и средства к помощи, и лиц, которым можешь быть полезным; всегда будь приветлив, ласков при благотворениях. Такая добродетель трогательнее и для бедных, нуждающихся в помощи, и достохвальнее в очах Божиих.
Но скажут: «Возможно ли быть постоянно радушным благотворителем? Вот нищие одолевают и на пути, и дома, и притом такие нищие, которые по жизни известны леностью, пьянством и другими непотребными делами. Возможно ли благотворить им с радушием?» Несомненно, что такие нищие возмущают чувство, чужую совесть и здравый смысл. Они, как общественное зло, и должны быть предметом особенных забот власти общественной; они должны быть силою закона возбуждены к труду и честной постоянной деятельности. Но разумный благотворитель предпочтет этим нищим истинно бедных трудящихся, например бедные семьи, где или отец трудолюбив, но обременен малолетней семьей, или мать болезненна, или где бедные сироты, увечные и престарелые. Вот здесь-то и имеет всю силу правило апостола. Но, с другой стороны, нельзя не пожалеть несчастных и со слабою нравственностью нищих; трудно не помочь и тем нищим, которые на холоде долго взывают о пище и тепле. Есть еще особый род взывающих о человеколюбии – это узники, справедливо несущие заключение. Об их жизни и их нравственном исправлении позаботиться есть долг общественный, христианский. Таким образом и несчастным отрадно помогать, потому что эта благотворительность, особенно тайная, есть дело совершенно бескорыстное. За такое благотворение лучшая высшая награда в спокойствии совести, в радости душевной и в благодарной молитве к Господу за то, что Он дал возможность быть полезным.
Св. апостол Павел, изобразивши некоторые частные и служебные обязанности христианина как члена общества, внушает римским христианам и нам, что при исполнении этих и других обязанностей христианин должен руководиться вообще любовью к Богу и любовью к ближнему, как к самому себе; никогда не делать другим того, чего себе не желает. А каждый из нас любит, чтобы ему было хорошо, чтобы ему постоянно везде – и дома, и на пути, и на чужой стороне – оказывали добро и были искренни, приветливы и предупредительны. Св. апостол то же завещает и нам делать по отношению к другим.
Ст. 9. Вообще, любовь да будет чистосердечна, непритворна, не на словах только; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру.
Ст. 10. Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, а не с грубыми шутками или насмешками, не с угрюмыми лицами и попреками. При взаимной любви будьте друг к другу уважительны, в почтительности друг друга предупреждайте.
Ст. 11. В таком усердии, в такой любви к ближнему, которая есть самопожертвование, вы не ослабевайте, хотя в жизни и будут вам трудные минуты искушения и разочарования людьми, не благодарными к вам за ваше же добро. Но вы духом пламенейте, возносите ваши помыслы к Богу, помышляйте о небесном, а не о земных почестях или благодарности к вам от людей; стойте выше мелочей и сует житейских. При исполнении своих христианских обязанностей имейте в сердце своем слово Божие, волю Христову и служите Господу, не обращая внимания на то, что вам будут делать люди, что про вас будут говорить, чем вам воздадут.
Ст. 12. Утешайтесь надеждою не на земные почести и награды, а на награду небесную. В скорби будьте терпеливы; все равно в жизни приходится же страдать; так лучше переносить неприятности с терпением, твердо, чем унывать, роптать; унынием и ропотом беде своей не поможешь. А лучше будьте в молитве постоянны. Возлагайте на Господа печаль свою; к Нему обращайтесь и знайте, что скорби посылаются нам не без воли же Божией.
Ст. 13. При своих собственных скорбях вы принимайте участие и в нуждах других святых, т. е. христиан. Сочувствуйте их скорбям, молитесь о них, утешайте их, помогайте им и своими вещественными средствами; радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. XII, 15). Ревнуйте о странноприимстве, т. е. не только не отказывайте странникам и богомольцам от приюта в своем доме, когда просят у вас ночлега или отдыха, но и сами предупредительно, подобно Аврааму, принимайте к себе чужестранных, особенно единомысленных вам, или, по крайней мере, сами предлагайте и указывайте им средства к отдохновению и укреплению себя.
Ст. 14. Если при всем вашем добром расположении и благотворениях к людям вам делают неприятности и даже гонят, унижают вас за вашу честную жизнь, за то, что вы не кривите душою, боитесь Бога, то при всех ваших стесненных обстоятельствах, возвышаясь духом, жалейте об обижающих вас, благословляйте гонителей ваших, между прочим, за то, что они – виновники спасительных, необходимых вашей душе скорбей; не говорите злых слов о ваших врагах – благословляйте их, а не проклинайте. Христос среди всех своих страданий не произнес ни одного укорительного слова ни Иуде, предательски лобзавшему Его, ни воинам, бившим Его, ни толпе, плевавшей на Него, ни Своим распинателям. Он и с креста молился Отцу Своему: Отче! прости им, потому что они сами не знают, что делают (Лк. XXIII, 34). Христос во всем, во всей Своей жизни, и в страдании, и в любви к врагам оставил нам образ, пример. Да последуем же стопам Его (1Пет. II, 21–23)!
Никому не воздавайте злом за зло (Рим. XII, 17); не мстите за себя, возлюбленные (Рим. XII, 19). Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. XII, 20–21).