Источник

Апрель

1. Преподобная Мария Египетская

Молитва возносит от земли

Преподобный Зосима видел Марию Египетскую во время молитвы поднятою на локоть от земли, стоящею на воздухе и молящеюся.

Гpеx препятствует войти в церковь

Препод. Мария несколько раз пыталась войти во храм Иерусалимский, но какая-то невидимая сила каждый раз возбраняла и удерживала ее; когда же она пролила слезы пред Царицей Небесною и дала обет покаяться, то сила Божия допустила ее войти в церковь и приложиться к животворящему кресту Господню.

Навык ко греху не скоро исправляется

По уверению Марий Египетской, она семнадцать лет боролась с своими похотями, как с дикими зверями; наконец, свет Божий осиял ее и утешил.

Знание пpиoбpетенное без обучения

По свидетельству преподобного Зосимы, Мария Египетская знала наизусть все Священное Писание и умела писать, никогда не учившись; никого читающего или поющего не слышала, а весь устав церковный и песнопения знала.

Хождение по воде

Препод. Мария, знаменовав крестом реку Иордан, ходила по водам, как посуху. «Истинен Бог», сказала она Зосиме, «обещавший уподобить себе тех, которые себя по возможности очищают».

Великое воздержание

Препод. Мария омочила персты в отвар из пшеницы, взяла три зерна и съела.

Образ положения мертвеца

Препод. Зосима застал Марию мертвою, лежащею на земле, имеющею руки согбенные, а лицо обращенное на восток. Лев вырыл яму в земле, а препод. Зосима похоронил Марию с псалмами и песнями.

3. Преподобный Никита исповедник

Предвкушение вечных мук и бесполезное раскаяние

Царь Константин Копроним за иконоборство и гонение христиан и за хуление Божией Матери – умирая вопиял: «я живой предан огню неугасимому»; и, хотя раскаялся, однако не получил пользы от раскаяния.

Сын церкви и враг церкви

Царь Лев Армянин, под видом примирения, состязался со святыми отцами об иконах и называл себя сыном церкви, посредником и примирителем; но Михаил Синнадский заметил ему, что примиритель не должен собирать у себя врагов церкви, поддерживать их, защищать, давать право и позволять им дерзости, а правоверным заграждать уста.

Малое от правоверия уклонение есть всецелое заблуждение

Лжепатриарх Феодот лицемерно литургисал в часовне, где были и святые иконы, проклинал иконоборцев и приобщал правоверных; но св. Никита, приобщившись из рук его, горько потом в этом раскаивался и пред всеми исповедал грех свой.

Милость ко святым вознаграждается

Захария, покровительствующий Никите, попавши в плен к варварам, молитвами этого святителя был исторгнут из плена. Таким образом, св. Никита, будучи сам в узах, других от уз освобождал.

Преподобный Иосиф, песнописец

Образ жизни подвижнической

Преподобному Иосифу песнописцу постелью служила земля, покрытая кожею, одеяние на нем было рубище, пощение соблюдал великое: пища – кусочек хлеба с водою, – всенощное стояние, всегдашнее коленопреклонение, пение во устах непрестанное, а дело было в руках; он прилежал чтению Божественных книг и исполнился премудрости и разума духовного.

По попущению Божию иногда и святое дело не выполняется

Препод. Иосиф, посланный препод. Григорием в Рим, для испрошения помощи против еретиков, был перехвачен на море разбойниками и отвезен на остров Крит, где был заключен в темницу и узы.

Утешение за скорби

Преподобный Иосиф так утешал узников в темнице: «что может быть радостнее и сладостнее тех уз, которыми связаны мы, ради любви ко Христу и ради св. икон? Хотя мы и скорбь маловременную ощущаем от уз, но надлежит благодарить Бога за это, имея ясный пример в страдании ап. Павла, который, вериги, как златые цепи и украшения, себе вменяя, неизреченно радовался, что удостоился так страдать ради имени Христова. Тем более, что Сам Иисус Христос пострадал за нас, оставив нам пример, да последуем стопам Его: иже греха не сотвори, – иже укаряем противу не укоряше, стражда не прещаше (I Петр. 2, 22 и 23), как сказал ап. Петр. Если и действительно нечто болезненное ощущаем от этих страданий, однако нельзя нам и называться носителями ига Христова, если не последуем стопам Его, – перенося те же страдания, какие Он за нас претерпел. Будучи всесильный Бог, Который и другим образом мог бы спасти человека, – Он, однако же, соблаговолил, чтобы от труда и страдания родилась сила добродетели, открывшая небесную дверь, которая издавна была затворена. И не иной какой путь Он показал ко спасению, как только покрытый трудами и скорбями».

Помощь неожиданная свыше

Препод. Иосиф, будучи однажды всю ночь без сна и воспевая песни, – вдруг видит, что свет осветил темницу, и предстал ему муж святолепный, честный, облеченный в святительские одежды, седой волосами, светлый лицом; это был святитель Христов Николай, который сказал ему: «от Мvр Ликийских я пришел к тебе, будучи послан Богом принести тебе радостную весть о том, что враг, смущающий церковь и овец Христовых разогнавший, лишен царства и жизни (Лев Армянин) и позван на суд Божий: теперь тебе надобно возвратиться в Константинополь, чтобы, живущею в тебе благодатью Святого Духа, многих утвердить в вере». Сказавши это, он подал ему бумагу, говоря: «Приими эту подпись и съешь;» было же там написано: «ускори щедрый и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй». Иосиф, прочитавши, с радостью съел и сказал: «сколь сладки гортани моей словеса сии». Явившийся велел ему запеть эти слова, и когда он воспел их, – вериги спали с рук и ног его. Святитель сказал: «встань и следуй за мною», – и невидимою силою Иосиф, несомый по воздуху, очутился в короткое время близ Константинополя.

Истинный духовник

Патриарх сделал преп. Иосифа духовником для духовных лиц; но он, будучи прозорлив и зная тайные грехи, не обличал грешника, но дотоле увещевал словами, доколе исповедуемый, тронутый умилением и его слезами, сам сознавался в грехе.

Прославляй святых на земле, за это будешь прославлен на небеси

Один благочестивый друг преп. Иосифа услышал однажды глас свыше: «изыди из храмины и виждь дивныя таинства Божия» Выйдя, он взглянул горе и увидел круг небесный, разделенный на двое, из которого исходили лики святых: шел же первый лик апостольский, потом мученический, затем пророческий и, наконец, святительский; и вдруг видит он четырех юношей более других светлейших, среди которых шла дева неизреченной красоты и славы: то была пречистая и пренепорочная Дева Мария, Матерь Христа Бога нашего. Идя, Она повелевала полкам святых мужей, чтобы они приняли ту святую душу, которая их деяния песньми воспела и жизни их подражала; и казалось, что все они с неизреченною радостью встречали и старались с любовью принять это благолепное лицо, возводимое к небесам. При этом слышен был глас ангелов, возводящих святую душу и громко говорящих: «это Иосиф песнописец, украшение всей церкви, который был удостоен благодати Духа Святого, жизнью подражал апостолам и мученикам и дела их описал; за то ныне от тех же святых приемлет почесть и похвалу».

Молитва о пропаже вещей

Была в Царьграде церковь во имя св. мученика Феодора Фанерота (объявителя), который прибегающим к нему с молитвою открывал вещи украденные, или утаенные кем либо, или погибшие. У одного человека убежал раб, – почему он служил молебен, плакал и постился три дня при церкви того мученика. Во время утреннего служения, вздремнув, он видит мученика Феодора, который говорил ему: «зачем скорбишь ты? По случаю разлучения души от тела Иосифа песнописца, мы были при нем: преставившаяся в эту ночь душа его всеми нами, которых он почтил канонами и песнями, была провожаема к небесам и поставлена пред лице Божие, потому-то я и замедлил явиться к тебе».

5.Св. мученик Агафопод и другие

Сколь первые христиане дорожили священными книгами

Игемон требовал, чтоб Феодул принес на суд книги христианские. Святой отвечал: «если бы ты, познав суету идолослужения, отверг его и в истинном благочестии захотел бы утвердиться, то я принес бы тебе книги пророческие и апостольские; но так как знаю, что ты лукаво мыслишь, то и не предам тебе в руки дара Божия». Тогда сказал игемон: «не пощажу же я тела твоего, но, раздробив его, отдам в пищу зверям, если ты меня не послушаешь». Святой отвечал: «вот тело мое предстоит мучениям, ярись на него, сколько ты хочешь, и лютее твоих угроз мучь, но я не предам святых книг на поругание нечестивым».

Духовное родство

«Какое родство между вами?» спросил игемон мучеников. «Родом мы разделены, но верою и правом соединены,» отвечали мученики; – «и сколько разнствуем родом, столько соединены духом».

Распоряжение имением после смерти

Утопленный Феодул вскоре после смерти явился знакомым в белой одежде с пресветлым лицом и повелел раздать имение свое нищим, сиротам и вдовицам.

Молитва связывает диавола

Иулиан Богоотступник, отправляясь в Персию на войну, послал диавола в западные страны для доставления ему оттуда некоторого известия: диавол, пробегая место, где жил монах – препод. Пуплий, остановился, и стоял неподвижно на том месте десять дней; ибо преподобный, дознав о грядущем диаволе, стал на молитву и непрестанно молился воздевая руки денно и нощно горе, – и диавол возвратился без дела к Иулиану. «Где ты столь долго промедлил?» спросил его Иулиан: «я замедлил и возвратился к тебе без дела потому, что был задержан в продолжение десяти дней монахом Пуплием, который в эти дни молился, и тем удержал меня на одном месте, – чрез что самое я возвратился безуспешно.» Иулиан при этом с яростью сказал диаволу: «когда я с войны возвращусь тогда отомщу тому монаху.» Но нечестивец вскоре был убит Персами.

Послушание и смирение после смерти

Преподобная Феодора, по прошествии многих лет после ее смерти, как будто живая, во гробе подвинулась и уступила место полагаемой при ней умершей игуменье, давая просторнейшее место своей начальнице; а вместе, обнаруживая смирение и после смерти. Все, это увидевши, ужаснулись и воскликнули: «Господи помилуй!» При этом и целебное мvро потекло от мощей.

Препод. Марк Фраческий

Ублажение самого себя от избытка духовной радости

Преподобный Марк Фраческий, когда препод. Серапион подошел к его пещере, стал говорить сам к себе: «блаженна душа твоя, Марк, что ты, сохраняемый Господом, не осквернился нечистотами мipa сего, ум твой не пленился скверными помыслами. Блаженно тело твое, не увязшее в греховных похотях и страстях. Блаженны очи твои, которых диавол не мог прельстить воззрением на чужую красоту. Блаженны уши твои, что не услышали в суетном мiре гласа и вопля женского. Блаженны ноздри твои, что не обоняли неприятного смрада греховного. Блаженны руки твои, что не держались ни к чему из вещей человеческих. Блаженны ноги твои, не вступившие в путь, ведущий к смерти и стопы твои, не подвигнувшиеся на грех: душа твоя и плоть твоя исполнились духовной жизни и освятились сладостью св. ангелов».

Тесный путь ко спасению

«Девяносто пять лет», говорил препод. Марк преп. Серапиону: «я живу в этой пещере, и не видел не только человека, но ни зверя, ни птицы, ни хлеба человеческого не ел, ни в одежду не одевался. Тридцать лет переносил я великую нужду и был в скорби от голода, и жажды, и наготы, а особенно от диавольских нападений. В те годы, побуждаемый голодом, я ел землю и, томимый жаждою, пил воду морскую. Тысячу раз клялись бесы между собою, что потопят меня в море, и, взявши за ноги, влекли меня с побоями до подошвы горы, пока вся кожа не содралась с меня; – это случалось всякий раз, когда я восходил на гору. Они били меня и влачили, говоря: от начала мipa никто не дерзал приходить сюда, а ты как смел прийти сюда?»

Плоды телесных и духовных подвигов

«После тридцатилетней подвижнической жизни в голоде, в жажде, в наготе и борьбе с бесами излилась на меня благодать Божия», – говорил преподобн. Серапиону Марк Фраческий, «и изменилось естество плоти моей и выросли волосы на теле моем, и пища не скудно приносится мне, и ангелы Божии приходят ко мне. Затем увидел я место царствия небесного и обители святых душ и обещанное блаженство, уготованное творящим добро. Видел я и рай Божий, и в нем древо познании добра и зла, плоды которого вкусили праотцы наши, видел в раю Еноха и Илию; и еще многое я там видел, что мне Бог показал, и о чем только я Его просил».

От слова гора двинулась

Потом препод. Марк спросил Серапиона: «есть ли в мiрe святые, творящие чудеса, по слову Господа: аще имате веру, яко зерно горушно и речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет (МатФ. 17, 20)? При этих словах вдруг гора двинулась с места своего на пять тысяч локтей и вступила в море. Увидя это, препод. Марк сказал горе: «что это с тобою, гора? я не тебе сказал двинуться, но беседовал с братом, а ты стой на месте своем», – и гора остановилась. «Неужели ты не видел подобных чудес в мiрe?“ «Нет отче, отвечал Серапион. Горе земле, что на ней христиане только именем называются, а не делами», сказал Марк.

Стол и прислуга небесные

По молитве и псалмопению, препод. Марк кому то невидимому сказал: «предложи, брате, трапезу»; а препод. Серапиону сказал: «войдем и вкусим, что Бог послал». Когда же они вошли в вертеп, то увидели два стола, и на них хлебы мягкие и белые, как снег, прекрасные плоды, и две печеные рыбы, и зелень, и маслины и финики и соль, и кружку приятнейшей воды.

6. Св. Евтихий Патриарх

Мудрость земная и небесная

«Мудрость духовная нисходит свыше», по словам св. Иакова; «но земная, душевная, бесовская, т. е. ищущая земных благ, служащая телесными чувствами сластолюбивым похотям, следующая бесу гордости, не приносит ни единого духовного плода своим любителям, а свыше даруемая премудрость во-первых чиста, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несомненна и нелицемерна.. Плод же правды в мире сеется творящим мир » (Иак. III, 17, 18).

Дар из рук святого умножается и в руках грешного

По молитве святого Телевкия, житницы наполнились во время голода хлебом, и кому он раздавал его, у того хлеб умножался сторицею при израсходовании.

Бес мстит за идола

Один юноша, переделывая старый дом в церковь, уничтожил изображения идольские; когда он начал уничтожать изображения Венеры, то бес, при изображении бывший, поразил руку болезнью, называемую раком.

Наказание за выход из монастыря

Один инок оставил монастырь и пошел в мiр, где женился и имел детей, но за то был на-

казан беснованием; когда же решился выполнить обет свой, то получил исцеление.

Пьянство, наказанное проказою

Святый Евстихий уврачевавши одного человека от проказы, запретил ему пить вино, когда бы то ни было.

Св. великомученик Антипа

Где худые дела, там и жилище сатаны

Св. Антипа был епископ Пергамской церкви (Апок. 2; 12 – 13). Среди жителей Пергамских, по словам Духа Святого, имел жительство сатана, а среди их святый Антипа, как свет среди тьмы, роза среди терния, золото среди болота. Там не соблюдали закона природы, – каждый сам за себя мстил, – право сильного превозмогало все. Каждый признавал себя храбрым, добрым и праведным, кто только мог преодолеть и убить брата.

Преподобный Исаак Сирин

Препятствующий молиться Богу наказан беснованием

Однажды препод. Исаак Сирин попросил дозволение у пономаря постоянно молиться в церкви Богу; когда же он три дня и три ночи молился, стоя в углу храма, один пономарь, ударив его по лицу, назвал его лицемером и выгнал его из церкви. Бес тотчас вошел в пономаря, и только по повелению Исаака вышел из него.

Хищники обращены в работников

Однажды преп. Исаак велел с вечера вынести на ночь в монастырский сад все земледельческий орудия, сколько их было в монастыре. Вставши утром, он велел приготовить довольное количество пищи и после утреннего богослужения повел братию в сад. Когда они пришли, то увидели столько работающих, сколько было земледельческих орудий: это были нощные тати, пришедшие для похищения плодов. Бог переменил их злой умысел и обратил их к тому, что должно составлять обязанность всякого, желающего спокойно есть свой хлеб, т. е. к труду. Так чудесно посрамленных Богом похитителей, преподобный велел накормить и отпустить, снабдив их хлебом.

Утаенное приемлется диаволом

Один отрок был послан отнести святому две корзины плодов, из которых одну он принес, а другую утаил. Святитель принял принесенную, а к другой запретил отроку касаться, говоря, что в ней спряталась змея.

Преподобная Афанасия, игумения

Образ жизни подвижнической

Преподобная Афанасия не позволяла кому либо из жен служить ей, или возливать на руки воду, считая себя недостойною не только принимать что-либо от них, но даже жить с ними. Она вечером вкушала немного ячменного хлеба и воды; масла же или вина, сыру или рыбы вовсе не вкушала, кроме как на Рождество Христово и на святую Пасху. В святую же четыредесятницу и другие постные дни чрез два дня ела, и то какие либо растения, а воды не пила. Спала на камнях, покрытых шерстяным рубищем; вместо одежды кожа овечья покрывала ее, а на тело была надета власяница. День и ночь проводила она в псалмопениях.

Явление святого Иоанна Богослова

Инок и пресвитер Матфей имел особенную любовь к св. Иоанну Богослову, которого в день памяти пожелал видеть, и во время Божественной литургии, проливая слезы, действительно увидел Иоанна Богослова, стоящего при трапезе Божественной до отпуста, – тогда же увидели его и другие предстоящие.

Смирение и кротость озаряют душу светом

Препод. Афанасия в молитве часто видела на облаках благолепного мужа, украшенного великою красотою. «Какая добродетель украсила сего мужа?» – спросила она себя. «Смирение и кротость», – был голос с неба. Таким образом, она своим чистым сердцем могла видеть Божественные видения.

Душа праведного чрез сорок дней входит в рай

Преподобная Афанасия после смерти явилась плачущею игуменье в сонном видении и сказала, что она, по окончании сорока дней от успения ее, получить от Бога все, что ей уготовано.

Сколь важно сорокадневное поминовение

Святая игумения Афанасия завещала сестрам своего монастыря устраивать в память ее трапезу нищим в продолжение сорока дней после ее смерти. Но сестры исполняли это обещание только десять дней. Такое непослушание их вызвало святую из другого мipa. В сопровождении двух ангелов она явилась некоторым из сестер и сказала: «зачем вы не исполнили моего завещания? Да будет вам известно, что милостыня, творимая за душу до сорока дней, а также питание нищих и молитвы священников умилостивляют Бога. Если души усопших грешны, то через это принимают они от Господа прощение грехов, если же они безгрешны, то благотворительность за них служить ко спасению благотворителей». Сказав это, она воткнула в землю жезл и стала невидима. На другой день утром сестры увидели, что жезл ее расцвел. Тогда прославили они Господа Бога.

Явление мощей чрез год

Чрез год два какие-то мужа открыли гроб и увидели преп. Афанасию как бы уснувшею, брови, уста и лице сияющие красотою, тело мягкое, руки сгибающиеся и все тело ее цело и нетленно, мvро источающее.

Святые и по смерти гнушаются одежды тленной

Когда сестра вместо власяницы захотела покрыть мощи препод. Афанасии шелковою одеждою; то преподобная крепко прижала к груди свои руки так, что та никак не могла их раздвинуть, чтоб одеть ее.

Послушание и по смерти святыми выполняется

Когда же сестры напомнили преп. Афанасии о том, что она и при жизни любила послушание и их тому учила, – и стали просить, чтобы она ради послушания приняла от них шелковую одежду, тогда мертвая поднялась, как бы живая, простерла руки для облачения и опять возлегла.

18. Св. священномученик Артемон

Звери повинуются святым

Святый Артемон для епископа Сисинния вел из леса зверей; но, встреченный на пути воином и связанный, повелел зверям идти к епископу; когда же епископ спросил зверей, стоящих при дверях храма: «откуда они?» – олень, по повелению Божию, человеческим голосом отвечал: «Артемон, раб Божий, взятый злочестивым воином, связанный и отведенный в Кесарию; послал нас к тебе».

Язычники верили, что соименные их богам человеки пользуются их покровительством

На мучилище мучитель святому Артемону сказал: «узнав, что ты нарицаешься Артемоном, я надеялся, что ты раб богини Артемиды, и что она хранит жизнь твою ради тезоименитства с нею». Между тем Артемон сокрушил ее статую.

Помощь святого Архангела Рафаила

Храм Асклипиев полон был змеев, из которых один был в пять локтей длины; – все их почитали и приносили им жертвы. Но св. Артемон словом вывел их оттуда и умертвил. Когда его спросили: «какою силою ты победил и убил змей»? – он отвечал: «силою Христовою и содействием св. Архангела Рафаила, на то от Бога посланного».

Целомудрие равно мученичеству

Некоторая жена, по имени Фомаида, защищая свое целомудрие против свекра, была от него рассечена мечем и за это причислена к лику мучениц.

16. Св. мучениц трех дев сестер

Наказание любодея

Игемон дерзнул пойти к девам святым с нечистым намерением; но здесь обезумел и выпачкался в саже от горшков, сковород и сосудов, и стал черным, как бес, отчего все стали его чуждаться, а он не видел на себе этой перемены. Все почли его юродивым или бесноватым.

Сон неестественный

Судия на судилище уснул и никто его не мог разбудить; когда же его принесли в дом он пробудился.

Девство огнем не опаляется

Святых дев бросили в огонь, но он не коснулся их одежд, даже и следов огня на них не приметили.

Блуд насильственный безгрешен

Когда военачальник велел св. Ирину отвести в блудилище для обесчещения, святая сказала ему: «тело мое так будет страдать от блудника, как от пса кусающего, или от волка, или медведя, или от угрызающего змея. Нечистота непроизвольная, на которую душа не соизволяет, не поставляется в грех пред Богом, так же как насильно влагаемая в уста запрещенная пища не оскверняет человека».

17. Препод. Акакий, епископ Мелитинский

Прежде дозволялось литургисать на всяком месте

Однажды во время засухи преп. Акакий с народом, умоляя св. великомученика Евстафия о ниспослании дождя, сперва при храме, а потом на открытом месте совершил Божественную литургию, не растворяя вина в чаше по обыкновению, а, устремив ум к Богу, молил Его растворить чашу дождевою водою, – и полился обильный дождь.

Разлив pеки удержан молитвою

Однажды река до того разлилась, что течением увлекала прибрежные деревни; преподобный молитвою удержал ее в берегах.

Молитвою поддержано здание разрушающееся

В храме, воздвигнутом на месте капища, падал купол на главы молящихся; но святый молитвою удержал его на воздухе до тех пор, пока совершил Божественную литургию.

Препод. Зосима, игумен Соловецкий

Помощь от Бога

Однажды в Соловецкой обители совершенно оскудел хлеб, но, по молитве преп. Зосимы, явились два неизвестные человека, и принесли две корзины хлеба.

Знамение священнического достоинства

При совершении препод. Зосимою первой Божественной литургии, лицо его просветилось благодатью Духа Святого, как лицо ангела, и церковь наполнилась благоуханием.

Святость просфоры

Препод. Зосима каким то купцам дал просфору, но они потеряли ее; вдруг инок видит на земле ту просфору, которую пес старался схватить, но не мог, будучи опаляем огнем.

Явление по смерти святого на месте прежнего жительства

Препод. Зосима часто являлся в обители своей и помогал братиям во всем на море и на суше. Однажды, явившись, побуждал Герасима приобщиться святых таин.

Польза от беснования

Преподобный Досифей молился умственно о исцелении одного бесноватого; но препод. Зосима явился и сказал, что уврачевание бесполезно для него, а следует ему еще пострадать немного.

Святые на море бедствующим помогают

Во время бури видели препод. Зосиму в течение нескольких дней на корабле, распростирающего свою мантию на подобие паруса.

Святое желание и после смерти выполняется

Один инок сильно желал облечься в святую схиму, но, разболевшись, умер; будучи воскрешен преподобным Зосимою, он по получении схимы, опять умер.

Прозрение очей по веpе и ослепление по неверию

Один земледелец при мощах преподоб. Зосимы дважды получал зрение по вере и столько же терял его по своему неверию.

Два человека, выброшенные в глубокую осень на берег, лежали с отмороженными членами, ожидая смерти; в это время часто приходили к ним почившие уже св. Зосима и Савватий, и при каждом их посещении болезнь страждущих облегчалась, голод уменьшался, холод ослабевал, по словам самих страдальцев.

Инок Василий, из разбойников, покаявшийся и подвизавшийся в Соловецком монастыре, однажды ограбив его, уплыл в лодке и пристал к одному острову. «Окаянный!» сказал ему явившийся Зосима, «ты меня обкрадываешь; я строю, а ты разоряешь,» – и заставил его вновь с покаянием возвратиться в монастырь, а вещи в лодке находившиеся, переданы туда же чрез монастырских работников.

Некто Феодор, находясь на море в ладье с людьми в великой беде – молился святым Зосиме и Савватию о помощи; потом увидел их во сне и услышал разговор; один святой говорил другому: «брате, побереги сию ладью, а я поспешу в Соловки к обедне».

Старец Фотий заскорбел о чужих деньгах, данных ему для сбережения и пропавших. Святые явились и уверили его во сне, что деньги найдутся. «Зачем вы вошли без молитвы?» сказал он им. «Нет! мы сотворили молитву при входе, но ты не слышал», отвечали они ему.

18. Св. мученик Иоанн новый

Свитой Иоанн в Константинополе занимался каким то ремеслом и торговлею, и Господь благословил его труды ради его добродетельной жизни, ибо он был целомудрен, боялся Бога и соблюдал Его заповеди; он имел и лавку свою.

20. Блаженный Григорий патриарх

«Для чего ты умыл ноги иноку Григорию?» спросил Григорий армянин старца Серия. «Не знаю, кто Григорий, отвечал Серий, а знаю, что я патриарха принял в вертепе своем; ибо видел его в омофоре с Евангелием в руках».

21. Св. священномученик Ианнуарий

Когда епископ Ианнуарий выведен был на съедение зверям, то ни один зверь его не коснулся.

Когда игемон Тимофей такую благодать Божию против зверей приписал волхвованию мученика, то от такого неверия ослеп; но мученик помолился о нем Богу – и он прозрел.

От такого чуда пять тысяч человек обратились ко Христу; но прозревший игемон велел мечем посечь мучеников.

По молитве христиан при мощах мученика – гора Везувий, извергавшая пламя и лаву, утихла.

Икона воскресила младенца

Однажды женщина положила свое умершее дитя лицом к иконе мученика – очи к очам, уста к устам и помолилась, – и дитя воскресло.

Св. мученик Феодор

Земля разверзлась для спасения мученика

Когда св. мученика Феодора возложили на раскаленную сковороду; то под нею земля разверзлась, из расселины потекла вода, которая загасила огонь и сковороду.

Колесница огненная

Когда привязан был мученик Феодор к диким коням и влачим повсюду; то два воина увидели с неба сшедшую огненную колесницу, на которой возимый мученик сохранен невредимо.

Роса огненная в пещи

Мученик с двумя воинами был брошен в печь три дня распаляемую; но роса прохлаждала мучеников, а дождь по молитве Феодора затушил огонь. Здесь же, по молитве мученика, явилась далеко бывшая в плену мать Феодора – Филиппия.

Распятие сына, по пророчеству матери

Игемон распял мученика Феодора на кресте, по предсказанию матери, скончавшейся от усечения главы.

22. Преподобный Феодор Сvкеот

Благодать врачующая

Преподобного Феодора, бывшего при смерти, родители положили пред алтарем в церкви святого Иоанна Крестителя; с иконы, изображенной в куполе под крестом, пали на отрока две капли росы,– и он выздоровел.

Святым пробуждается дитя на молитву

Когда дитя – Феодор спало ночью между домашними, то часто ночью приходил к нему св. великомученик Георгий и, пробудивши, говорил: «вставай, Феодор, заря воссияла, настало время утренней молитвы, пойдем в церковь св. Георгия», и отрок вставал.

Святой является в виде знакомого

Сначала великомученик являлся Феодору в виде знакомого ему старца Стефана, а потом в настоящем своем образе, пробуждая его в каждую ночь на молитву и водя в церковь.

Святой сохраняет идущего ночью в церковь

На пути ко храму часто бесы в виде зверей устрашали Феодора; но св. Георгий копием в руках защищал его.

Искушение подобное Спасителеву

Диавол, в виде товарища, убеждал Феодора соскочить с высокой горы на землю, сам уже соскочив с нее, но Георгий предупредил его в этом.

Хождение к воде на Богоявление

Св. Феодор с родителями ходил в день Богоявления на воду и стоял в воде босыми ногами до конца освящения воды.

Бес бывает виновником болезни

Однажды св. Феодор от холода заболел и на вопрос Георгия о причине болезни, – указал на беса, которого Георгий, помучив, отогнал, а Феодора воздвиг от одра болезни.

Раннее священство

На восемнадцатом году Феодор посвящен в пресвитера, по благодати в нем усмотренной и по примеру Тимофея, св. апостолом Павлом хиротонисанного в юности.

Бесы сильнее нападают в полдень и по захожению солнца

В житии преподобного Феодора сказано, что бесы сильнее нападают на человеков в час полуденный и по захождении солнца.

Чудный образ самоумерщвления

По просьбе преподобного Феодора, кузнецы сделали для него железную клетку, в которой он подвизался на открытом воздухе, терпя лютость непогод. Он обулся в сапоги железные, нарукавницы надел железные, броня на нем была железная, вериги и пояс железные, и жезл в руке железный, а на верху крест.

Наставление свыше как петь псалмы

Святый Георгий победоносец, вопрошая старицу Елпидию об образе жизни преподобного Феодора, советовал, при пении псалмов, говорить: хвалите Господа горы и вcu холми (Пс. 148, 7, 9).

Молитва связывает хищника

Эконом одного монастыря жаловался преподобному Феодору на помощника своего, который убежал куда-то с церковным имуществом. Препод. Феодор обещал ему указать на хищника, которого он найдет, но с условием не наказывать его за похищение. Убежавший хищник, будучи связан молитвами святого, оставался на одном месте и был пойман.

Молитвою истребляется саранча

Однажды жители деревни Мазамии жаловались препод. Феодору на множество саранчи. Он пошел и переночевал в церкви; потом с литиею обошел поля, взявши в руку три саранчи, которые в руке и умерли, затем с народом возвратился в церковь, совершил Божественную литургию – и вся саранча на полях погибла.

Молитва ограждает от бесов

Один волхв послал бесов мучить препод. Феодора; но они не могли приблизиться к нему, потому что молитва была на устах, – ожидали ночи; но и ночью, во время сна, огонь исходил из уст преподобного и опалял бесов.

Молитва святым Косьме и Дамиану отсрочивает смерть

Однажды препод. Феодор разболелся, и ангелы пришли за его душею, выражая сомнение о его жизни; над ним была икона св. Космы и Дамиана, которые явились к нему и спросили о его скорби; когда же он сказал, что еще не готов к смерти, и стал просить о продолжении жизни, то святые попросили ангелов подождать, а сами пошли к Богу и молили за Феодора; оттуда возвратились с юношею, который сказал, что Бог, по молитвам святых, отсрочил ему смерть.

Серебро не всякое годно для сосуда церковного

В церкви св. Георгия чаша для евхаристии была употребляема каменная; когда же в Константинополе диакон купил сосуд серебряный, то препод. Феодор, признав его нечистым, отверг. Для всеобщего в этом уверения стали прилежно молиться Богу, – и вдруг сосуд пред всеми стал черен. Диакон, отнес сосуд обратно к мастеру и спросил его: «из какого серебра сделан этот сосуд». Мастер отвечал: «из вещей одной блудницы»; после этого мастер сделал другую чашу из чистого серебра.

Дождь молитвою низводится

Во время посещения преподобным Феодором Иерусалима, случилось бездождие; все христиане стали просить его помолиться о дожде; он сперва отрекался, по своему смирению, – потом обошел с литиею и молитвою поля – и дождь полился.

Святой передвигает камень и разводит тучу

В одном селе необходимость требовала построить церковь, но огромный камень занимал место постройки; препод. Феодор своим словом передвинул тот камень на другое место. При этом деле дождь угрожал везомой извести, – преп. Феодор повелел дождевой туче раздвоиться и разойтись, что и совершилось.

Граждане города Анкиры насильно взяли преподобного Феодора и руками митрополита Павла посвятили его во епископа города Анастасиуполя, но он плачущим о нем инокам сказал, что нет на земле вещи, которая бы разлучила его с ними: он всегда думал, что сан епископский препятствует выполнять иноческие подвиги.

Бывши однажды в Иерусалиме, препод. Феодор не захотел возвратиться в свое отечество; но св. Георгий победоносец побудил его к тому, обещав ему освобождение от епископства, Он повсюду на пути и в монастыре скрывал свой сан, избегая славы человеческой.

Препод. Феодор скорбел, что в его епископии расхищали церковное имущество. Враги его, по попущению Божию, дали ему яд, от которого он заболел и был близок к смерти. Внезапно явилась Царица Небесная и дала ему из полотенца какие то зерна, которые он, съев, выздоровел. По выздоровлении помолился, да не поставит им Господь сего в грех.

Препод. Феодор молился святому Георгию об освобождении его от епископии и просил Господа, да не поставит Он ему сего желания в грех, и получил о сем извещение. Собрав мирян и прощаясь с ними, преп. Феодор сказал, что он одиннадцать лет их опечаливал, а они ничего, и просил их найти себе лучшего пастыря.

Препод. Феодор в монастыре часто литургисал, а во время освящения святых даров благодать Божия сходила с неба в виде прекрасной плащаницы и покрывала святые дары. При этом лице препод. Феодора просвещалось дивным светом и изменялось. Однажды при возглашении слов: «святая святым» и поднятий агнца с дискосом, – агнец поднялся на воздух.

В сонном видении препод. Феодор видел победоносца Георгию который звал его в далекий путь, а в другой раз предлагал ему коня для пути.

Преподобный Виталий монах

Препод. Виталий, бывши работником, получал в день по 12 грошей: один грош он отдавал блуднице с тем, дабы она ни с кем не грешила одну ночь: она спала, а он всю ночь за нее молился Богу.

Одна блудница похвалила целомудрие преподобного Виталия пред человеком и за то, по молитве преподобного, взбесилась; тогда и прочие блудницы не дерзали говорить о нем ничего хорошего. С тех пор все считали его блудником, а блудницу за похвалу его Богом наказанною.

Патриарх не поверил клеветам на препод. Виталия, представляя в пример тот случай, когда Константин великий сжег поданные ему письменные обвинения священников, говоря, что он покрыл бы одеждою, если бы увидел иерея или другого кого либо согрешающим.

Один молодой развратник удаpил препод. Виталия по лицу преподобный сказал, что он за него получит такой удар, что вся Александрия удивится. Действительно, когда препод. Виталий умер, то бес ударил того юношу по лицу и сказал: «это тебе послал Виталий», и юноша тотчас взбесился. На страдания его сбежалась вся Александрия; потом беснующийся подошел с молитвою к келлии преподобного и освободился от беса.

Прежде времени не осуждай

В келлии нашли мертвым препод. Виталия, стоящего на коленах и держащего бумагу с написанием: «прежде времени не осуждайте, пока придет Господь, Судия праведный».

Святый великомученик и победоносец Георгий

Бог близок к страдающим

При страшном мучении св. Георгия на колесе, глас был свыше: «не бойся, Георгий, с тобою Я».

Терпение в страданиях

Св. великомученика Георгия бросили в ров, наполненный известью; но он, и после трехдневного пребывания там, остался жив; потом, ведомый в железной обуви, он повторял слова: «тецы, Георгие, да постигнеши» (1Кор. 9, 24). Затем два раза подносили ему смертоносный яд, который выпивал он без вреда.

Венец мученический

В темнице к св. Георгию явился Сам Господь и, возложив на него венец, сказал: «не бойся, но дерзай, – со Мною ты царствовать будешь».

Диавол исповедует Бога и сознается в падении с неба

Введенный в храм Аполлона, св. Георгий спросил идола: «ты ли от меня хочешь принять жертву, как Бог?» и перекрестил его рукою. Бес в идоле отвечал: «нет, ни я, ни один из подобных мне – не бог; один только есть Бог, тот, Которого ты проповедуешь; а мы из ангелов сделались отступниками от Него и, по зависти, прельщаем людей».

Молитва предсмертная

Пред посечением от меча, св. Георгий помолился: «Господи! избавь душу мою от козней воздушного князя, ратника великого и от духов его не- чистых; не поставь в грех согрешившим против меня по неведению, но яви им прощение и любовь Твою, чтобы и они спаслись».

Содействие святого вдовице в приношении на храм

В городе Рамлэ строилась церковь во имя св. великомученика Георгия. В одной отдаленной стране куплены были каменные столпы и подвезены к берегу моря. При этом одна вдовица просила богача, купившего эти столпы, взять на корабль и ее столп, но он на это не согласился. Поплакавши, она заснула, и вот св. Георгий Победоносец явился ей во сне на белом коне. Он ее спросил: «где она желает поставить свой столп?» «На таком то месте», отвечала она. Св. Георгий перстом написал на каменном столпе: «столп сей вдовицы да будет поставлен на правой стороне церкви подле первого столпа, чтоб быть ему второму». Написавши это – сказал: «помоги мне ты сама»; – и взяли столп вдвоем и бросили в море. По пробуждении, вдова не нашла своего столпа, – он оказался на противуположном берегу, куда прибыл потом и богач со своими столпами.

Мщение иконы святого

Некоторый магометанин в храме св. великомученика Георгия пустил стрелу в икону победоносца, но она, обратившись, поразила его руку, и он был уже при смерти. По наставлению христианки, магометанин пригласил священника, который отслужил для него молебен, и помазанная елеем от лампады святого рука уврачевалась, – и он уверовал во Христа.

Творить память о святом весьма полезно

Некоторый христианский юноша, родители которого имели обычай творить память св. великомученику Георгию, был в плену на острове Крите. В один из поминальных дней, при угощении гостей и при призывании имени святого, – тот юноша с сосудом в руках, наполненным вином, явился пред родителями. На вопрос их: «как и откуда он прибыл?» юноша отвечал: «когда я нес вино к столу князя, то подъехал ко мне на белом коне некий пресветлый муж, поднял меня на коня и перенес сюда со сткляницею». Подобное сему чудо совершил и святит. Христов Николай. (Смотри пролог дек. 6).

Молитва ко святому из плена освободила

Сын одного священника был пленен турками и служил своему господину три года. Однажды из бани турок послал его принести какой-то напиток; юноша, пробегая мимо храма св. Георгии и услышав кондак святому: «возделан от Бога показался еси» и проч., помолился, поплакал и побежал в баню; когда же господин приказал ему в напиток подлить горячей воды, то вдруг хозяин для юноши стал невидим, а юноша с сосудом очутился близь престола во храме, в котором литургисал отец его, – в то время, когда нужно было вливать в чашу теплоту.

Святой соименника своего из плена освободил

Во время сражения Греков с Болгарами юноша Георгий попал в плен к одному Болгарину и был у него за повара. В день памяти сего великомученика, когда родители творили память святому, юноша Георгий, несший в горшке хозяину своему горячую пищу, припомня домашний праздник, заплакал и помолился святому – и вдруг с горшком явился в доме родителей; какой то муж на белом коне перенес его. Пищу ту все вкусили, но она не умалялась и была вкусна; потом горшок был подарен в церковь св. Георгия.

Вода излиянная по кресту уврачевала уязвленного змеей

Один пастух овец был уязвлен змеей и умирал; бывший около умирающего благочестивый старец влил по кресту воду в уста пастуха с призыванием Святой Троицы и великомуч. Георгия – и пастух воскрес.

24. Св. мученик Пасикрат

Христианский Сцевола

Св. Пасикрат положил руку на огонь жертвенника и сказал игемону: «ты видишь, что тело смертное огнем сожигается, но душа, будучи бессмертна, пренебрегает временными муками».

Преподобный Фома юродивый

Земля не терпит совместничества святого с грешным

По погребении преподобного Фомы, чрез несколько лет, сверху его гроба положили одну мертвую женщину, но земля тотчас выбросила гроб женщины. Тоже случилось во второй и в третий раз; так случилось и в другое время с погребенною другою женщиною.

25.Св. Апостол и Евангелист Марк

Рождение духовное

«Рождение духовное, говорил Евангелист, состоит в рождении благовестием и банею крещении». (Мар. 5, 13).

Цензор святого Евангелия Марка

По просьбе римских христиан, св. Евангелист Марк написал Евангелие, которое св. апостол Петр, прочитавши, одобрил.

28. Св. апостолы Иасон и Сосипатр

Вера от огня спасает

Дочь одного царя, быв заключена в темнице, зажженной со всех сторон, осталась цела и жива, уверовавши во Христа.

30. Св. апостол Иаков Заведеев

Господь добровольных слуг желает иметь

Св. апостол Иаков сказал Ермогену волхву: «Господь наш не хочет иметь невольных слуг, по “нужде Ему работающих, но по доброй воле». Ермоген не захотел выйти из дома Апостола, боясь бесов; апостол дал ему свой жезл, которым он и защитился от бесов.

Св. Донат епископ

Защита вдовицы

Один человек умер, и жестокий заимодавец стал требовать от жены его долга двести златниц, не допуская к погребению покойника. Донат воскресил мертвеца и заставил уличить корыстолюбивого заимодавца, взяв с него расписку в получении денег, которую и разорвал.


Источник: Царство благодати, или Собрание истин и примеров из жития святых, по Четьи-Минеи : В помощь проповедникам слова божия и для назидат. чтения православ. христианам : С алф. указ. / Сост. прот. Василием Бандаковым. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : [А.Д. Ступин], 1901. - XXVIII, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle