43. Поучение в ту же неделю
«Глагола ей Иисус: добре рекла еси, яко мужа неимам: пять бо мужей имела еси: и ныне, его же имaти, несть ти муж». (Ин. 4:18).
Похвалил Господь за правду Самарянку, которая сказала Ему, что у ней нет мужа. «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа! ибо ты пять мужей имела, с пятью человеками жила, и шестой, настоящий, с которым теперь ты живешь, не есть законный твой муж». Так, почти так сказал ей Господь и раскрыл пред очами ее всю историю ее распутной жизни. Да, Бог сердцевидец, все знает, пред Его очами ничего не скроешь. Правда, что Самарянка полуязычница, почти в половину открыла себя, когда сказала, что не имеет мужа, но главное сокрыла, что имела пять их. Как же нам не сказать, что и между христианами есть подобные несчастные грешницы? Есть и такие, которые, живя незаконно, называют себя законно-живущими. Есть и такие, которые оставили законных мужей и живут с незаконными. Есть и такие, которые имеют мужей незаконных еще более, нежели сколько имела Самарянка. Есть, наконец, и такие, которые и счет потеряли своим незаконным мужьям. Что ж? Не осуждать вас, сестры, решился я, когда напоминаю вам об этом. Но я желал бы, чтобы каждая подобная Самарянке заблудшая овца приходила почаще во храм сей, к сему кладезю благодати Божией, и воззрела на Иисуса Христа, кротчайшего Искупителя своего, Который пострадал за грехи наши и Который призывает к Себе всех труждающихся и обремененных тяжкими грехами. Никого Он не карает, никого Он не наказывает до времени, ибо Он пришел спасти грешников, а не погубить. А если бы Он карал нас за грехи наши, то едва ли бы кто из нас остался жив на земле. Все мы грешники, все мы беззаконные, все оскорбляющие Бога.
Покаяния, одного покаяния Он от нас ожидает. Хорошо, если смерть нас не постигнет прежде времени. Хорошо, если мы принесем покаяние и покаемся в наших грехах прежде, нежели Господь накажет тяжкой болезнью. А если горячка, холера или подобная болезнь свяжет язык, бросит в жар, отнимет руки и ноги так что и не припомнишь, и не в силах будешь исповедаться как следует? А плоды покаяния когда принесешь? Когда постом, молитвами, слезами, милостынями искупишь грехи свои? Успеешь ли? Да примет ли Господь твою молитву? Да примет ли милостыню? Поставит ли на весы правосудия убогое и скудное и кратковременное покаяние твое за то, что ты много годов жизни употребил на разврат, на грех, на оскорбление Божие? О! трудно рану, несколько раз возобновленную и много лет гниющую, залечить.
Иной или иная думает: «а я пред смертью исповедаюсь, и покаюсь, и перестану грешить, и хоть умру, то спасусь». Это ты так думаешь, а нам кажется, что тому, кто долго грешит, трудно, очень трудно в короткое время покаяться: пьянице вдруг отстать от пьянства, сребролюбцу – от любостяжания, гордому от гордости, гневливому от гнева, так и распутному – от распутства. Пьяница и в болезни просит выпить, сребролюбец и на одре болезни думает о деньгах, распутный и на краю могилы не освобождается от похоти плоти, от мрачных мыслей, греховных желаний. Нет! Только в суд и осуждение! Тогда ты приимешь святейшее тело и святейшую кровь Сына Божия, если успеешь это сделать. Бог поругаем не бывает. Хоть бы ты три дня, четыре, пять мог горько поплакать о грехах перед смертью. Но даст ли Господь тебе слезы, когда ты будешь лежать бесчувственно на одре болезни? Боже! Боже! Как мы обманываемся! Зато-то и много званных ко спасению, а мало, очень мало спасающихся.
Господи! вразуми нас, пощади и помилуй нас. Аминь.