96. О смерти второй
Настоящая смерть, которою люди умирают от какой бы то ни было болезни – еще не так страшна, – потому что человек еще имеет какую-нибудь надежду на воскресение и на то – что, быть может, он как-нибудь оправдается на страшном суде Божием; но есть смерть вторая, которая последует после настоящей – так называемой первой смерти; вот эта-то вторая смерть ужасна, ибо она означает вечную погибель человека. Из рук настоящей смерти освободился Сам Христос и – пренепорочная Матерь Господня, пребыв во гробе только три дня; – освобождаются от ней и все святые, исторгнуты будут из рук ее некогда и все грешники – во всеобщее воскресение мертвых, и она кого скоро, а кого из нас не скоро, а все же выпустит из своих объятий; но от второй смерти не освободится ни одна душа грешная. В чем же состоит вторая смерть? Вот в чем: в откровении святого Евангелиста Иоанна Богослова написано, что после того, как земля и люди будут поражены страшными казнями – во время пришествия на землю антихриста – после истребления и мучения живущих на земле, когда ему смерть и ад и море возвратят своих мертвецов, для того, чтоб судить их по делам их. – „Тогда, пишет святой Иоанн, – отдаст море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдадут мертвых, которые были в них, и судим будет каждый по делам своим“ (Откр.20:13). Не ясно ли из сих слов усматриваем, что до воскресения и суда многие будут находиться в земле и в море, и в объятиях смерти и во глубине ада. И верно те, которые будут до суда Божия во аде – будут уже мучиться там, будут уже предвкушать вечные – будущие муки. Далее пишет святой Иоанн: „и смерть и ад повержены будут в озеро огненное. Это смерть вторая“110. Не ясно ли сказано, что и смерть и ад будут брошены в озеро огненное, и для них будет наказанием ужасным эта вторая смерть. Что же будет с грешникам и, которых смерть первая и ад выбросят из утробы своей? И они будут брошены в озеро огненное и будут наказаны второю, самою лютою, вечною смертью; ибо, далее Иоанн написал: „кто не будет написан в книге жизни, тот будет брошен в озеро огненное“ (Откр.20:15), – а спросите: кто не записан в книге жизни? Тот, кто умер во грехе, – тот в числе мертвецов записан. А вот ты говоришь: „я не боюсь второй смерти, – я покаюсь“. Нет, кто от юности и долго грешит, – тому весьма трудно покаяться. – Разве отошел бы в пустыню, подверг бы себя всем лишениям, потерям, нуждам, скорбям и убожеству. Из чего видно, что тому, кто долго грешит, трудно покаяться? Из того, что ты после покаяния опять грешишь; а если грешишь, то над тобою висит гнев Божий, и тебя непременно постигнет смерть нечаянная, неожиданная. Не забудь того, что каждый грех большею частью делается наследственным. Если отец был пьяница, то и сын будет такой же; если мать была развратна, то и дети выходят такие же. Мы из церковных книг усматриваем, что если мать была незаконнорожденная, то и дети бывают такие же. Трудно – очень трудно привыкшему ко греху покаяться. День за днем проходит, а ты все откладываешь свое покаяние, и – все продолжаешь грешить. Уже и болезнью и разными несчастиями был наказан, но ты не хочешь вступить на путь покаяния, – это видно из твоей жизни; да и ты сам часто сознаешься – не скрываешь своих грехов.
Итак – если ты скоропостижно умрешь; то покаяние для тебя, полное и совершенное – невозможно. За гробом невозможно ни поститься, ни поклонов класть, ни милостыню щедрую раздавать, ни пересказать грехов всей жизни, ни достойно приобщиться Святых таин; а если ты успел и приобщиться, то приобщился только в суд и осуждение. После внезапной смерти – в руках ли смерти останешься, или перейдешь в ад, – тебе все же придется ожидать второй смерти; ибо ты не будешь записан в книгу живота. Потом брошен будешь на веки в озеро огненное. Ах! как несчастны мы, что день за днем обманываем себя; если раз согрешишь, то и то надобно всю жизнь каяться и проливать слезы; а если долго и много лет грешишь, – сколько для этого нужно нам плакать, и горевать, и каяться, и умилостивлять Господа и Царицу небесную и всех святых; – подумайте об этом.
Господи! вразуми нас и не погуби нас. Аминь.
* * *