Источник

Поучение 131. О христианской жизни

Живу не к тому аз, но живет во мне Христос.(Гал.2:20)

Св. Апостол Павел и в нынешнем послании к Галатам, и в других посланиях часто говорит, что он не сам живет на свете, а живет во Христе, и Христос в нем живет.

Христиане! Неужели мы иначе живем, нежели как жил на земле св. Апостол Павел? Неужели Христос не живет в нас и мы не живем во Христе? Об этом мы должны хорошенько подумать и часто об этом думать, потому что если Христос не живет в нас, то и мы не живем в Нем; а если мы не живем в Нем, то не станет Он жить в нас и с нами ни в сей, ни в будущей жизни. А известно, что вне Христа, вдали от Него нет жизни, – одна погибель и смерть. «Живу не к тому аз». «Уже не я живу», – сказал св. Апостол Павел. Значит сам он уже не жил; он сам был мертвый, а жил в нем Христос. Как тело без души не может быть живо, но мертво; так человек без Христа не жив, но мертв; потому что не душа составляет, истинную жизнь человека, но Христос есть истинная жизнь наша. Много есть на земле христиан и не христиан, но не много таких, которые имеют в себе Христа – которые живут истинною жизнью. Что же нужно, чтоб иметь в себе Христа? Для этого нужно, чтоб и тело, так сказать, пропитано было Христом и душа; ибо сказано в писании: «не вестели, яко храм Духа святаго есте, и Дух Божий живет в вас». Чтоб нам сделаться постоянным храмом Духа святаго, надобно, чтоб Христос жил в теле нашем и в душе нашей. Чтоб Христос жил в теле нашем, нам надобно, как можно чаще приобщаться телу Христову и крови Христовой, чтоб наше тело греховное умерло, а ожило бы в нас и возросло в мужа совершенна исполнения Христова – тело Христово, и текла бы в жилах наших кровь Христова; ибо Его только тело и Его кровь – служат залогом нашего бессмертия. «Тело Христово приймите, Источника безсмертнаго вкусите»126, – воспевает церковь. Вот почему первые благочестивые христиане ежедневно приобщались животворящему таинству – тела и крови Христовой. Кроме тела Христова надобно иметь и дух Христов; ибо «кто Духа Христова не имать, тот несть Егов»,127 – сказал Апостол. Что бы иметь в себе Дух Христов, для этого надобно иметь в себе самого Христа, надобно знать и изучать Его Божественное учение, знать совершенно Его св. Евангелие, усвоить все Его добродетели, Его дух, Его характер, Его нравы и все Его добродетели. Надобно знать все, что написано в Евангелии и жить и поступать так, как там написано. Всякое уклонение от заповедей Евангельских есть уклонение от Христа; всякое уклонение от учений Евангельских есть уклонение от добродетелей Христовых, от жизни истинной, Христовой. Кто имеет в себе Христов Дух, Христовы добродетели, Христовы нравы; тот иначе живет, нежели как живет человек обыкновенный, грешный. Живущий во Христе не живет уже по духу мира и по мудрованиям своей плоти, но живет по духу и образу Христову; потому что он уже новая тварь, облеченная во Христа, созданная по Богу в преподобии и истине. Иначе, для чего бы Христос нисходил на землю, как не для того, чтобы жить в нас, а мы жили бы в Нем, чтобы Он нас оживил и воскресил силою Божества своего. Какая же несообразность, если Христос был смирен и кроток сердцем, а мы будем горды и надменны? Если Он не имел, где главы преклонить, а мы будем строить вековечные палаты тогда, когда мы не имеем здесь пребывающего, постояннаго града, но грядущаго взыскуем128, будущего града ищем. Иисус Христос жил на горах и пустынях, уединяясь на молитву, а мы ищем покоя, ограждения и безопасности, ленимся часто молиться Богу. Иисус Христос был гоним, преследуем, оклеветан, заушаем, бичеван и распят на кресте, поносною смертью умер, а мы покоимся на мягком одре, предаемся пированию, роскоши и всякого рода удовольствиям. Похожа ли наша жизнь сколько-нибудь на жизнь Иисуса Христа? Мы гордимся, а Он увенчан был терновым венцом; Он оцет с желчью вкушал, а мы не можем прибрать себе по вкусу пищи и напитков; Он имел один хитон, а мы не знаем уже: какие выдумывать себе наряды; Он обливался кровью, а мы умащаемся разными мастями; – Он Сам нес крест на Голгофу, обливаясь потом и кровью, а мы бегаем всякого креста, торопимся на торжище, чтоб было чем обременить утробу, удаляем от себя и вид всякого страдания, отвращаемся от нищеты, гнушаемся и того, кто несет на себе тяжкий крест злостраданий и бедствий. Как же мы думаем после этого – жить после смерти во всю вечность со Христом, если не стараемся жить на земле со Христом, если не живем так, чтобы Он в нас жил, а мы в нем?! Нет! Кто живет своим духом, а не Духом Христовык; тот чужд жизни Христовой, жизни Божией. Кто живет для плоти, тот не оживет духом; кто сеет в плоть, тот от плоти пожнет истление129; кто помышления плотские имеет, плотское мудрствует, земное помышляет; того также далеко отстоят все помышления и все пути от помышлений и путей Божиих, как небо от земли. Вот почему я желаю и прошу, чтобы вы все имели у себя св. Евангелие, все читали бы оное, помнили бы оное и в точности исполняли, иначе не будете вы иметь у себя Духа Божия. Вот почему я советую всем и каждому, как можно чаще приобщаться пречистой плени и крови Христовой. Тело Христово приймите, источника бессмертного вкусите. Не смотрите на грешников, убегающих от Христа; заботьтесь о том, чтобы вам жить жизнью Христовою, питаться Духом Христовым и быть бессмертными. Во Христе только истинная жизнь и со Христом; а вне Христа, вдали от жизни Божией, вечная погибель.

Господи, пребудь в нас и с нами на земле, дабы мы и по смерти вечно жили с Тобою в царствии небесном! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle