Поучение 130. О пьяницах
Внемлите себе, – не будьте не мудры, но яко же премудры, искупующе время, яко дние лукавы суть. (Ефес.5:15, 16)
Говорят некоторые, что для приобртения познаний и опытности надобно путешествовать по далеким странам и по чужим землям; надобно много видеть, многое слышать, чтоб собрать много уроков мудрости, и опытности. А другие говорят, что можно много всему научиться из книг, если их много перечитаешь, потому что в книгах описывается все на свете случающееся. Спрашивается: где же наберутся мудрости и опытности те, которые не имеют средств, чтобы путешествовать в чужие и далекие страны? Из чего приобретут познания неграмотные, которые не умеют читать и писать? На это скажу вам вот что: что среди нас и около нас случаются ежедневно такие события или происшествия, которые многому могут научить нас; жаль, что мы не обращаем на них внимания. Каждый день бывает то – то, то другое происшествие; но мы, кажется, живем закрывши очи. Расскажу вам происшествие, не далее как за месяц случившееся между нами, на которое никто не обратил надлежащего внимания, тогда, как по-видимому, достаточно одного этого события, чтобы пробудить нас от греховного усыпления, обратить нас от греха к добродетели, от тьмы к свету, от пьянства к трезвости.
На днях умерли два человека скоропостижно, без всякаго приготовления к вечности; один лет за шестьдесят, а другой лет двадцати четырех. Казалось, – одного самые лета должны бы заставить стоять на страже своей жизни и как можно чаще говеть, зная, что ему меньше осталось жить на свете, нежели сколько он прожил доселе. Другой был молод и пролежал больным около шести дней. Не забудем одного только, что они оба, имели пагубную страсть – чрезмерное употребление вина. Старик, имея здоровье крепкое, думал, что он сто лет проживет и не пропускал случая подкреплять себя сим пагубным напитком. Другой, надеясь на свою молодость, на свои цветущие лета и крепость сил, тоже не любил отставать от веселой компании. Старик был на службе, и можно сказать, был исправнее других по службе; по примеру других он пред обедом подкреплял себя чашею сикеры, стоя на страже и не отступая от места своей службы. Он имел стариковскую привычку после обеда немного вздремнуть, но только сидя, не отходя от места служения. Однажды, после обеда он, в своем жилище, присел вздремнул и не встал, не пробудился более; смерть в сидячем его положении отняла у него жизнь. Умер он бездетным, оставив после себя жену и некое достояние. Здесь же, около него ходило много сослуживцев, но никто не усмотрела как – смерть взмахнула косою над его головою; его нашли холодным и спящим непробудным сном. Старики, любящие сикеру, подумайте об этом чрезвычайном событии ведь случившегося не воротишь; перешел чрез порог смерти, тогда никакие силы земные не пробудят от этого сна; а на том свете известно, какая честь ожидает скоропостижно умершего. Суд Божий известен. В каком грехе смерть застала тебя, в том и осужден будешь; не посмотрят на твои прежние добрые дела, если ты и имел их. Так пророк Божий говорит.
Обратите внимание теперь на молодого человека, потому, что между нами более всего молодых не воздержников. Молодой человек погулявши с приятелями, заболел. Он заменял по старшинству в доме место отца, а потому и позволял себе лишнее. Но он был окружен многими родственниками и соседями – и здесь же в соседнем дворе жил священник. Стоило только кому-либо из родных возвысить голос и позвать чрез ограду священника. Но все говорят, как бы с ума сошли. Одни были заняты своими делами, другие, зная крепкое здоровье этого молодого человека, не обратили на него никто из них должнаго внимания, и он – молодой человек – умер, без покаяния, без напутствия.
Смерть старика и юноши должна бы вразумить и стариков и юношей. Старикам и юношам после этого надлежало бы бросить пагубную привычку – пить вино, потому что всякому из них угрожает подобная же скоропостижная смерть. После этого надлежало бы предать отлучению, как пиющих до опьянения, так и – продающих этот пагубный напиток. Не говорите мне об интересах и пользе для общества и для вас. Горе тому, кто из корысти напоевает ближнего этим гибельным напитком. Из этого видно, что ты вовсе не любишь своего ближнего, не дорожишь его бедною душею – ради своей корысти, ибо ты в чаше подаешь ему смерть. Мало того, что ты этим разоряешь его семейство, убожишь его детей, вооружаешь пьяного против трезвого, ты губишь навеки его душу. Не знаю, кто продал этот пагубный напиток в последний раз сим несчастным: старику и юноше, – кто им пред смертью поднес этот яд, но уверен в том, что погибель этих душ падет на главу тех, которые в последний раз их напоили. Боже милосердный! Как и чем вразумишь Ты – этих бесчувственных винопродавцев? Голос пастыря ныне не имеет силы, никакие вразумления церкви не действуют на бесчувственных. Диавол выдумал такое благовидное средство к погибели душ христианских, против которого бессильны все средства и все убеждения человеческие. Это несчастие хуже повальной болезни, потому что тогда в ожидании нечаянной смерти все говеют, все – приготовляются, а теперь, от сего яда умирают скоропостижно, неожиданно. А между тем диавол как нарочно делает этот напиток дешевле и дешевле.
Христиане! Убойтесь Господа Бога вы особенно, которые любите провождать время в питейных домах, – которые разоряете свое семейство, растлеваете свои и детей ваших нравы, – убойтесь вы Господа Бога, Страшного Судию и Карателя, и отстаньте от пагубной привычки к напиткам.
«Горе востающим заутра и сикеру пиющим, – вино бо сожжет я»125, – говорит пророк Божий. «Имеяй уши слышати да слышит», – сказал Сам Господь. Аминь.
* * *