Источник

97. В неделю 18-ю по Пятидесятнице

Не бойся: отселе будеши человеки ловя.

Лк. 5:10

Что, если бы в настоящие времена пришел на берег какой-либо человек и, увидев на берегу моря или реки рыболовов, сказал бы им: „бросайте лодки ваши, и сети ваши и ваш промысел – рыбную ловлю – и идите за мною, я вам дам другое – важнейшее дело, – вместо рыбы станете ловить людей, учить, наставлять народ на путь спасения“? – Думаю, что едва ли кто-либо из рыбаков его послушался бы. Отчего же рыболовы – Симон Петр, Иаков и Иоанн – тотчас послушались Господа – и все бросили и пошли за Господом? Оттого именно, что это был не простой человек, а Господь, – оттого, что Господь совершил пред очами апостолов величайшее чудо: – сверх всякого ожидания – на таком месте, где рыбы вовсе не было, и в такое раннее время, когда рыба не ловится, – они чрезвычайно много уловили рыбы, и это всех рыбаков привело в такой ужас, что Симон Петр прямо сказал, падши к ногам Иисусовым: „отойди от меня, потому что я человек грешный“ (Лк.5:8). Не бойся, говорит ему Господь, – отсели будеши человеки ловя. „Не рыбу в воде, но человеков во тьме неведения и сени смертной сидящих вы отселе должны искать и обращать на путь спасения“. И апостолы уверовали в Иисуса Христа от всей души и пошли за Ним, и сделались Его верными учениками. Но неужели в настоящее время никто из простых людей неспособен исполнять обязанность апостольскую? Мало ли между нами рыбаков? Неужели нужно непременно быть рыбаком, чтоб сделаться апостолом? Не все ли мы крещены? Не все ли мы просвещены Духом Святым? Не все ли мы напитаны истинами Евангельскими? А ведь и теперь – не говоря о язычниках – между самими христианами есть многое множество людей живущих как бы, во тьме, и нуждающихся в просвещении. Я не говорю, чтобы каждый из рыбаков, простых сердцем, но крепких верою, – восходил на сие священное место и проповедовал слово Божие; для этого дела назначаются пастыри – проповедниками слова Божия. Тебя Господь не удостоил быть пастырем; но проповедником слова Божия может быть тот, кто имеет страх Божий, исполняет заповеди Божии и живет, как истинный христианин. У тебя есть семейство, у тебя есть круг друзей и приятелей, и общество, среди которого ты тоже можешь сеять слово Божие, проповедовать добродетели, говорить святую истину. Если ты увидишь в своем семействе лицо, которое уклоняется от пути истины, в церковь ленится ходить; видишь или за женою, или за сыном и дочерью, или за приятелем своим – такие поступки, которые противны добродетелям, противны святому Евангелию и учению христианскому; – почему же бы тебе на этот раз не принять обязанности апостольской и не сказать: „друг мой – жена, или сын мой! дочь моя! пойдем в церковь, помолимся Богу“, или: „пойдем в больницу, или к такому-то больному, или в темницу – и посетим там заключенных, – во исполнение заповеди Христовой“? – Или когда увидишь, что сосед твой, или приятель, или даже чужой человек распился; почему тебе не умолить его, не упросить, и всячески не уговорить, чтобы он не губил свою душу, не разорял семейства, не навлекал на себя гнева Божия? Вот ты заметил, что такая-то неприлично себя ведет, – разве ты не можешь в добрую минуту поговорить с ней об этом; а если Бог дал тебе благодать, то можешь и поплакать вместе – и открыть ту бездну, в которую она себя ввергла? Скажешь: – „как я могу возвысить голос в обществе, – меня осмеют“? Ах, брат мой! пусть осмеют, зато Бог тебя в свое время прославит. Почему бы при случае не сказать: „ах! братцы, вы о многом хлопочете для благополучия земного; почему вы не подумаете об общественных язвах, о том, что у нас корчемниц много, что у нас в городе распутных домов много; неужели вы думаете, что за это не поразит нас гнев Божий? Когда один дом загорается, – все боятся за свое имущество; а когда множество душ погибает от пьянства и разврата, когда уже и дети наши заражаются этими грехами, – чего нам ожидать от Бога? Разве Бог не накажет нас за то, что мы дозволяем умножаться среди нас пьянству и разврату?“ Один возвысил бы голос, другой, – а там, смотри, нашлись бы добрые люди, которые убоялись бы Бога – и подумали бы о прекращении беззакония. Да, каждый благочестивый христианин может возвысить голос, и исполнить святую обязанность апостольскую. Как ты думаешь: сколь важное и великое дело исправить человека, чтоб он из гордого сделался кротким, из развратника – целомудренным, из пьяницы – трезвым, из клеветника – молчаливым, из нечестивого – благочестивым, из грешника – святым? Не значит ли это дело важнее всякого дела? Ты спасаешь человека, ты не даешь ему погибнуть; – из ада ты вводишь его в рай. Ах! сколь это приятно Самому Иисусу Христу, пострадавшему за грехи наши! Не сего ли желает Сам Бог? Да, если бы каждый любил Бога всею душою, и ближнего, как себя любит; то он день и ночь думал бы о том, как бы спасти брата своего от погибели? Ты говоришь, что трудно получить царствие небесное; нет – не трудно: отведи ближнего от погибели, и ты сам чрез него спасешься; за то, что ты его спас, отвел от пропасти, и Господь тебя самого спасет Божественною Своею благодатью; чего от души и я тебе желаю. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle