Источник

95. В день Воздвижения честнаго креста Господня

Братия – христиане! под крестом желал бы я умирать, под крестом желал бы утопать в слезах; ибо верую, что на кресте искупление от грехов моих, под крестом воскресение мое, в кресте спасение мое, крестом избавление мое от всякой погибели. Вокруг креста соблазны, искушения от плоти, мира и диавола. От креста все это убегает, крестом все это прогоняется. На кресте умер Сын Божий за грехи всего мира; на кресте умирали многие праведные и святые великомученики и мученики; на кресте распинали себя со страстьми и похотьми многие пустынники и пустынницы, подвизавшиеся в скитах, монастырях и в пропастях земных. Мне ли одному чуждаться креста Господня? Мне ли убегать от креста – мне ли грешнейшему паче всех человеков? Итак – не стану скорбеть, не буду печалиться, если Ты мне, Боже, посылаешь тяжкий крест скорбей и печалей. Тяжелый крест; но что тяжелее грехов моих, которые один Бог – один Сын Божий мог поднять на древо креста и растерзать рукописание грехов моих? Не было креста – не было на земле и спасения; явился крест и всему миру объявлено прощение и вечное спасение; но ах! один разбойник спасается, а другой погибает. Один крестоносец входит в рай, а другой нисходит во дно адово! Кто же между нами, стоящими ныне при кресте, спасется? И кто погибнет? Ответ на это ищите на кресте же – в устах распятого за нас Искупителя, Который явится некогда на облаках небесных со славою многою, но с тем же крестом, и покажет всем народам орудие спасения нашего. Но увы! из уст Его многие не услышат слова милосердия, которые услышал кающийся разбойник: днесь со Мною будеши в раи108, но – слова гнева Божия к нераскаянным грешникам: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его109. Из уст Его будет исходить меч обоюдоострый, из очей молнии гнева будут сверкать; в ад низринуты будут грешники. Запечатлей это в сердце своем ты, который не отстаешь от греха и доселе, и не приносишь истинного покаяния. Положи, говорю, каждый руку на свое сердце и спроси свою совесть: покаялся ли ты? Оставил ли ты все грехи? Стань же при кресте своего Искупителя – не страшись ничего; но если еще и еще лежит камень греха на твоем сердце, – если еще и еще руки оскверняются любостяжанием, – глава болеет гордостью; ноги ходят на путь нечестивых, – взоры омрачены любострастием, – сердце полно страстей: то убойся ты, нераскаянный грешник, гнева Божия, – падут и на тебя – как на непокаявшегося разбойника гром гнева Божия. Боже! ныне ли суд миру устрояешь? Или еще бесконечное Твое долготерпение и беспредельное милосердие являешь к нам грешным и недостойным человекам? Но куда убежим мы с тобою, брат мой, от креста, когда мы будем умирать, когда над головою нашею станут собираться тучи гнева Божия, когда увидим грозу и молнию над нами сверкающую? Нет, – беги, христианин, опять ко кресту, беги под сень твоего искупления, сокройся под кровом твоего спасения; еще уста Крестоносца Иисуса, запекшиеся кровью, и вкушавшие оцет с желчью, изрекают милосердие к грешникам; еще взоры обращаются на кающихся; еще руки простираются к тем, которые сокрушенны и смиренны сердцем; еще пречистая плоть дается в снедь верным, хотя недостойным, – еще кровь и вода проливаются из прободенного ребра, и омывают грехи всего мира. – „О, треблаженное древо, на нем же распятся Царь и Господь!“ К Тебе прибегаем в покаянии и сокрушении сердец наших; в тебе начало и конец нашего вечного спасения! Ах! будет время, когда и под крестом и на кресте не найдешь спасения; будет время для конечного наказания нераскаянных грешников; но для покаяния уже не будет: время будет для суда, но не для прощения грехов; время для проклятия, но не для благословения; время для вечных мучений ада, но не для изведения из ада грешников. Нет! времени для покаяния и помилования уже не будет, – годов и месяцев, и дней не будет – одна вечность будет. О! Сыне Божий, пострадавший за грехи всего мира! –пощади и помилуй Твое бедное создание – человека: наказывай в этой жизни, как хочешь; возлагай на нас крест, какой Тебе благоугодно – только спаси нас, помилуй нас: помяни нас, егда приидеши во царствии Твоем. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle