Источник

Поучение 9. На Преображение Господне

Моисей и Илия, явишася во славе: глаголаста исход Его, иже хотяше скончати во Иерусалиме. (Лк.9:31)

Удивительное дело! О чем, думаете, Моисей и Илия пророк говорили с Господом на Фаворе? О чем беседовали, явившись с пренебесных высот? О небе? Нет! О земле? Нет! О рае? Нет! Об аде? Нет! О чем же? О Боге Отце? О духе Святом? О Божией Матери? О Святых? Об Ангелах? Нет! Разговор был о кресте и о страданиях Господа, тогда Ему предстоящих. Как явлением из пречистой Его плоти пребожественного света, Он хотел уверить Апостолов в Своем Божестве, в том, что в Его человечестве скрывается, так сказать, весь Бог; так пророков Моисея и Илию нужно было, а чрез них всех небожителей – уверить, что Он есть истинный человек, что в лице Его Божества скрывается весь человек, и что этот истинный Бог и истинный Человек идет на крест за всех человеков, и страдает за всех грешников. Как чудно было для Апостолов видеть Божество Учителя своего, в лице воссиявшее как солнце, и ризы видеть белыми как снег; так еще чуднее было для Моисея, который видел Бога на горе Синае, и для Илии, который видел Его на горе Хориве – видеть, что Он есть и Бог и человек, или Богочеловек, и знать: как Он, будучи Бог, человечеством готовится взойти на крест, поднять грехи человеков и пострадать за грешников. Вот почему в Евангелии написано: «Моисей и Илия явишася во славе, говорили об исходе Его, то есть, о страданиях, которые Ему надлежало совершить во Иерусалиме». Ведь крест будет единственным украшением Сына Божия во всю вечность. Крест будет предметом поклонения и удивления всего мира Ангельского и человеческого. Крестом Он спас весь мир от вечной погибели. Вот почему и святой Апостол Павел ничем другим не хвалится, как только крестом, хотя он был на третьем небе – и много кое-чего дивного видел там и слышал. «Без креста, без скорбей никто не спасется». «Вложите себе в уши слова сии», – говорит Господь святым Апостолам, когда сошел с горы Фавор. «Сын Человеческий будет предан в руки человеческие», но говорит Евангелист, – «Апостолы не поняли слова Его о предстоящих Ему страданиях, и оно было закрыто от них». Ах, христиане, для многих из нас закрыто слово о кресте и страданиях, и доселе мноrие христиане думают, что они для удовольствий в жизни сотворены Богом. Крест, крест – единственная лествица, ведущая к небесам; крест, крест – единственное украшение и достояние и награда для каждого христианина! «Кто хочет за Мною итти, пусть возьмет крест свой и идет за Мною», сказал Христос. Глава наша Иисус Христос пострадал, так мы, Его члены, должны страдать; узкими должны проходить вратами, терновым путем, путем бедности, нужды, лишения, скорби, нищеты. Иначе, с чем мы явимся на тот свет, если на теле нашем не будут видны язвы Господа? Для сего и приобщаемся здесь Его плоти и крови. Но надобно нам самим на земле пострадать, чтобы войти в славу Христа; умереть греху и страстям, чтобы нам воскреснуть и прославиться.

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показывай ученикам Твоим славу свою, яко же можаху, – да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, Светодавче, слава Тебе. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle