Источник

Поучение 73. На день Святителя Христова Николая

Когда мы перестанем спрашивать: как нам спастись? Мы подобны детям, пред которыми одни пляшут, а другие плачут, – но мы ничем не трогаемся. Вот пред нами ряд празднуемых святых: одни страданиями заслужили царствие небесное, как св. Великомученица Варвара и мученица Иулиания; другие в пустыни спасались: Савва Освященный и тысячи других святых; Святитель Христов Николай в мире подвизался среди людей, среди славы и почестей. А мы, смотря на разные виды и в разных местах подвизающихся святых, в мире остаемся с грехами, и опять спрашиваем: «как нам спастись»? Образцы и примеры пред нами; выбирайте для себя какой хотите. Страдание ли в мире – вот пред вами Великомученица Варвара, от отца своего получившая смерть и венец мученический. Жена! Ты от нетрезвого мужа не можешь переносить побоев, брани и скорби. Муж! Ты не можешь переносить слов и поступков жены. Дети! Вы несете обиды от родителей. Отцы! Вы не имеете терпения переносить скорби от детей. У кого из вас недостает терпения, поучитесь терпению у св. Великомученицы Варвары; попросите у нее помощи, содействия. Кто одинокий, у кого нет ни жены, ни детей, ни родителей, – для того пример: Савва Освященный. Читай его жизнеописание, подражай ему во всем и спасешься. Но жаль мира и его прелестей, трудно расстаться с миром и его удовольствиями, а также с грехами. Да, тяжело, но следует. Мир не стоит того, чтобы им так увлекаться. Пройдет несколько лет и нужно явиться на суд Божий. С чем мы явимся туда? С одними грехами? О, горе нам грешным! Вот пред нами св. Христов Николай, среди города спасшийся. Нельзя сказать, что его спасение зависело от его сана. И мы имеем сан, но и в рабы ему не годимся. Чего нам недостает? Что еще нам нужно для спасения? Образования и просвещения нам нужно и учителей для этого? Савва Освященный был прост и необразован до того, что его иноки называли грубым простаком, но он однако тысячи иноков просветил, обучил и спас: Евангелие, Псалтырь, ежедневная молитва, пост и ежедневно в церкви – вот и все просвещение. С какой стороны ни посмотришь на всех святых, как ни присматриваешься к их жизни, – одни и те же подвиги и добродетели: видишь, что молитва и пост, пост и молитва всю жизнь их занимают. Разумеется, не такая молитва, как наша, а молитва искренняя, задушевная и постоянная; пост не такой, как мы держим, а пост настоящий состоящий в воздержании от пищи, но этого мало: они заботились о посте для души, о том, чтобы дух был чист, а мы без рыбы в пост дышать не можем; богачи и просвещенные без мяса жить на свете не могут, а о посте для души ни те, ни другие не заботятся. Таковы наши посты. Но поститься так, как святые постились, скажут, трудно, тяжело. Нет, не тяжело, – потому что за всякою работою можно и поститься, и молиться; постом все добродетели приобретутся, все грехи оставят нас. Испытайте на деле и поверите. Скажете: «мы люди мирcкие, нам нельзя так поститься, как постятся монахи». Неужели для вас Господь назначил другой мирской рай? Известно, что ничто скверное или нечистое не войдет в царствие небесное. А среди мирских людей сколько мирских мерзостей и беззаконий? Разве для мирских людей другие заповеди даны Богом, а не те, которые принесены с горы Синая пророком Моисеем? Разве другое Евангелие для мирских людей написано, а не то, которое написано Духом святым? Но мы знаем одно только Евангелие, в котором сказано: «люби Бога всею душею и всем сердцем, и ближнего как сам себя любишь; всякому просящему дай; не суди ближнего, и ты не будешь судим: не украдь, не прелюбодействуй, чти отца твоего и матерь; не гневайся на брата; если кто ударит тебя в ланиту, подставь ему и другую; кто просит у тебя хитон, отдай ему и рубаху; кто не любит ближнего, тот во тьме ходит, тот не знает Бога; кто любит мир, тот враг Богу». Значит враг Богу и тот, кто любит деньги, большие дома, пышные наряды, театры, роскошные столы. Скажите: какое еще другое есть Евангелие, кроме сказанного выше? Вы мирcкие люди. А не мирскому ли человеку сказал Спаситель: «иди, продай имение твое и раздай оное нищим»72. Не мирским ли человекам говорил Он: «не скрывайте себе сокровищ, то есть, не собирайте cебе капиталов на земле, где тля тлить и татие подкапывают и крадут, но скрывайте себе сокровища на небеси»73, передавая туда оные чрез руки нищих. Я вам всегда говорил и говорю, что у Бога нет различий между мирскими и духовными, между светскими и военными званиями; у Него одно звание – звание небесное: новая тварь, народ святый, перерожденный, обновленный добродетелями, таинствами и благодатию Духа Святаго. А такое перерождение совершается в тайне – постом, молитвою, любовью к Богу и ближним, святою жизнью, святыми делами, чтением священного писания, смирением, терпением, молчанием, братолюбием, самоотвержением, нищетою и слезами! Этим человек перерождается из ветхого человека в нового, из грешного в праведного и святого.

Станем же, христиане, все поститься, все молиться: и дети и взрослые, и старцы, и юноши, – поощряя к тому друг друга, – с тем, чтобы и нам быть в раю с Великомученицею Варварою, с преподобным Саввою и со Святителем Христовым Николаем. Хорошо иметь сокровища на земле, но Бог говорит, что все это в сравнении с небесными и вечными благами – ничто, тлен и прах. А разве Бог может обманывать? Боже! Прости нам и вразуми нас. Подвигни нас на пост и молитву, чтоб мы не лицемерили пред Тобою, чтоб мы бросили эту грешную сикеру, эту роскошь, эту суету.

Господи! Спаси и помилуй нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle