Поучение 74. В неделю пред Рождеством Христовым
Братие! Праздник Божий близко, но приготовили ли мы себя к встрече сего великого праздника, как подобает истинным христианам? Я не разумею здесь плотского, чувственного приготовления. Знаю, что для тела, для своего плотского удовольствия многие христиане, живущие и думающие не по духу, но по плоти, приготовили, или думают приготовить много кое чего для плоти: и мяс и напитков, а иные вошли в новые долги, чтобы прислужиться ненасытному своему чреву; другие заложили последние вещи, чтобы достать чего лишнего для объядения; есть и такие, которые предались новой скорби, потому только, что не могут всего накупить, чего хотелось бы, что покупают другие. А я говорю о духовном христианском приготовлении. Хранили ли мы минувший пост как заповедует св. церковь? Воздержались ли по средам и пяткам от рыбы, от объядения, от напитков, от супружеского ложа? Обуздывали ли язык от лихословия, празднословия и гнилых слов? Провождали ли время в молитве, псалмопении и чтении Божественных писаний? По-христиански ли проводили св. пост? Для чего? Для того, чтобы с большей радостью встретить большой Божий праздник. Нам как-то не естся, когда мы встречаем большого и редкого гостя, а Господь небесный такой дорогой и редкий гость, какого нет другого под солнцем. Редкий Он гость, ибо однажды только родился на земле, а Его пять тысяч лет народы ожидали; многие не дождавшись умерли, дорогой гость, ибо Он пришел на землю спасти нас от греха, проклятия и смерти. Как же мы должны беречься греха, если нужно было для очищения от него Самому Богу нисходить на землю; как мы должны беречься проклятия, чтоб не проклинать других, и чтоб другие нас не проклинали, если Самому Богу нужно было принять проклятие от Отца небеснаго на плещи свои; как должны бояться смерти, если для ее уничтожения нужно было умереть Самому Сыну Божию? Мы должны теперь думать, именно в эти дни обдумывать: для чего Бог низшел на землю? Верно для важной цели, по важной причине; мы должны непрестанно об этом размышлять и других спрашивать об этом: для чего Бог принял на Себя нашу плоть? Он знал, что Ему во плоти придется понести на земл тяжкие муки и умереть? Он захотел по любви к нам несчастным грешникам спасти нас от греха и ввести в рай; ибо грех подвергает человека тяжким болезням, проклятию Божию и вечным мучениям ада. Жаль стало любвеобильному Сыну Божию грешника, особенно потому, что он не сам согрешил, а диавол его привел его ко греху, искусил его, обманул его, прельстил его, посмеялся над ним, потоптал ногами образ Божий, по которому он был создан. Диавол прежде был на небо, в светлом раю, наслаждался вечными благами, был в ближайшей дружба с Богом, был светлый, чистый, святой, бессмертный, был в вечной радости, в вечном блаженстве, но по гордости все потерял, и, мучимый завистью, решился людей лишить рая и вечного блаженства. И человек послушался его и все потерял. Жаль, говорю, стало Сыну Божию человека, обманутого диаволом. Он решился оставить небеса и низойти на землю, оставить лоно Отца небеснаго и низойти долу, оставить рай и всех небожителей и низойти в среду грешников, которые не узнали Его, не признали Его, не приняли Его, а еще стали жестоко гнать и преследовать, и гнали дотоле, пока умучили и распяли на кресте, а которые узнали Его и приняли, тем Он дал право и власть называться сынами Божиими. Кому именно дал право? Тем, которые от души веруют в Него и ведут святую жизнь. Как же мы должны после того беречься грехов? Скажете: «у вас нет важных грехов». А спросите: неужели Господь пришел на землю для очищения нас только от важных и великих грехов, а не от малых и неважных? Так Он, по-вашему, страдал только за большие грехи, но не за малые? Что меньше греха, как вкусить яблоко? Однако весь род человеческий за то подвергся наказание. Разве только в глубоком море люди утопают, а не утопают ли и в малой реке? Ведь важно здесь не ядение, но не послушание Богу – даже и в малом? Приятно ли тебе, если дитя твое и в малом тебя не слушает? Например: если берет нож в руки, или иголку в рот? Да, и малый грех – важен, если в нем является непослушание Богу. Малые грехи суть чада больших грехов; малы они по наружности, а корень их глубок и велик, да ты его и не увидишь. Один святой нашел на дороге огурец и хотел взять оный, – вещь по-видимому потерянная и пропащая, но «ты ли копал землю? – спросил себя святой, «ты ли поливал его, ты ли полол, ты ли пекся об нем?» и не взял его, не желая и малым грехом осквернить свою совесть. Чего же он испугался? Сластолюбия, невоздержания и вспомнил о яблоке Адамовом. Так ты говоришь, что Бог тебя не наказывает за малый грех? А послушай, что Он говорит чрез пророка Давида. «Если Я молчу, то ты грешник думаешь, что Я тебе подобен – неправда, – Я обличу тебя и представлю все грехи твои пред очи твои самые младшие. Я молчу, чтоб росли плевелы и пшеница до времени; Я молчу, чтоб овцы мои жили с козлищами, а после Я отделю их от козлищ; – Я молчу до поры, до времени, но Мое молчание опаснее наказания; ибо Я кого люблю, того только наказываю, а кого не люблю, того не только не наказываю, но гнушаюсь им, отвращаюсь от него. Не даром я пришел на землю, – пришел, чтобы спасти тебя от больших и малых грехов; ты и дал обещание при крещении, и проклинал диавола и все его действия греховные, Bосприемники поручились за тебя – ты забыл это, а Я не забыл. Тогда ты отвергал диавола, а теперь творишь его волю. Ему приятно, а не Мне, когда ты бываешь пьян, когда оскверняешь тело и душу грехом, когда лихословишь, когда наряжаешься для соблазна других, когда гордишься, когда завидуешь, похищаешь, отнимаешь – что у ближнего, – это все диаволу приятно, а не Мне. Не говори: «после брошу все грешное, после покаюсь», – ты хочешь Бога обмануть, а между тем сам обманываешься. Диавол и пред смертью внушает мысль, что ты еще долго проживешь. Потому то, когда мы умирающему говорим «тебе надобно приготовиться тайнами, или пособороваться маслом», – он говорит: «я еще не умру». Слышите, христиане, – видите хитрость диавола. Он обманывает человека до последней минуты жизни. Наконец: скажу вам, что вам надлежало бы на Рождество Христово всем приобщиться св. таин: приготовились ли вы надлежащим образом; так прежде благочестивые христиане всегда делали. Господь воплотился и нам надлежало бы воплотиться – принять в себя драгоценную плоть и кровь Его. Не даром поют в этот день на обедни: «елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Это значит вот что: «если вы грехи свои погрузили и омыли в водах крещения, если вы умерли для греха; то это значит, что вы облеклись во Христа, в одежду святости». Но в водах крещения вы утопили только грех Адамов, грех от родителей полученный, а в крови Христовой вы утопите все свои вольные и не вольные грехи.
О, если бы Господь Бог с рождеством своим помог нам переродиться и бросить все даже малые и малейшие грехи свои! Господи! Помози нам спастись. Аминь.