Поучение 62. В неделю 21-й по Пятидесятнице
Изыде сеятель сеяти семене своего. (Лк.8:5)
Братие! Когда Господь наш Иисус Христос был на земле, то Сам сеял животворные семена слова Божия: и действительно они приносили сторичный плод, не потому, что бы сердца человеческие были мягки, как бывает мягкая, взоранная и удобренная земля, нет! Всемогущее слово Его потрясало и гордые сердца человеческие, искореняло и темные дубравы страстей человеческих, проникало и в сердечные пещеры – зависти, злобы, гнева и любостяжания, так, что и фарисеи смирялись, блудницы умывали слезами ноги Спасителя, мытари бросали свои мытницы и четверицею раздавали имение свое, разбойники каялись, рыболовы бросали сети свои, гонители христиан не могли против рожного прати: а теперь что? Какую силу может иметь слово Божие в устах бренных, выходящее из сердца хладного, из души мрачной и грешной? Вот, выхожу и я многогрешный, часто выхожу на ниву сердец человеческих сеять слово Божие, но увы! Оно «глас вопиющего в пустыни»; оно «медь звенящая и кимвал звучащий». Почему?
Потому ли, что часто семя слова Божия падает, как и всякое семя, при пути? Какой плод принесут семена падание на пути? Птицы скоро расхищают эти семена. Вот приходят в церковь люди молодые, люди легкомысленные, люди с рассеянной душою, которые от нечего делать, из одного любопытства посещают церковь Божию. На что им слово Божие, если они решились в жизни только веселиться, только предаваться удовольствиям? Их сердца пресыщаются сластолюбием и пьянством, очи прельщаются зрелищами и соблазнами, голова – песнями, соблазнительными книгами и еще более соблазнительными вещами. «Что он проповедует? Кого он учит, если мы молоды, если нам рано еще думать о спасении?» Одних занимают невесты, других – женихи; одних вечера, других балы и проходки. Так приходит диавол и похищает слово из сердец их; а, быть может, они не обучались вовсе закону Божию, им не знакомы глаголы живота вечного, забыты ими заповеди Божии, – благодать Божия не проникает в сердца легкомысленные и развратные. Вот приходят слушатели с сердцами открытыми, с желанием получить от слова какое-либо назидание; но что ж? Заботы и попечения, суета, дела, предприятия для нового обогащения, или забота о нарядах и убранстве как терния подавляют запавшие в душу семена. Идет в церковь помолиться, а думает о доме, о торжище, о том, о другом. Пока стоит в церкви, дотоле слушает, понимает и верит, является решимость следовать слову Божию, а выйдет из храма, прийдет домой, посмотрит на хозяйство, на детей, на жену – и забыл, о чем в церкви слышал и думал. А если кто еще пристрастен к хозяйству да корыстолюбив, или любит сластно поесть – попить; то уж этот и думать забыл о путях ко спасению. Свой дом, свои кладовые да амбары не променяет он ни на какое царство. Так говорит Господь, так подавляются в сердце человеческом семена слова Божия.
Но вот приходят в церковь слушать слово Божие люди именитые и богатые. Об их сердцах говорит Господь, что они подобны полю, покрытому камнями. В самом деле, посейте семена на камнях: корни не могут проникнуть глубоко, хотя и взойдут, но скоро от солнца высохнут. Приходят и они в церковь; по выходе из церкви обильный стол и вкусные вина ожидают их. Они мертвыми слушают слово Божие, потому что сердце их покрыто туком, душа их замерла от роскоши и сластолюбия; они прекрасно умеют различать вкусы пищи и напитков, но слово Божие раздражает их слух и не касается их сердца. Они бесчувственны как камень; громы слова Божия не пробуждают душ их от глубокого смертного усыпления. Посмотрите на мир, сколько вы встретите душ хладных и бесчувственных, которые сластями житейскими и роскошью, или пьянством и развратом довели себя до того, что ни вещания пророков, ни речи Апостолов, ни слово самого Сына Божия – яко меч обоюду острый – не поражает их сердец. Ни одной слезинки, ни одного вздоха не вызовешь ты из души их.
Где же души чувствительные, души, боящиеся Бога, которые дорожат вечным своим спасением? Где-нибудь в пустыни, но в городе таковых не ищите. Это огромное кладбище больших домов, эта усыпальница бесчувственных душ, в которых люди полвека жизни спят и полвека дремлют под шумом страстей своих, может ли действовать на них слово Божие? Будем ожидать судов Божих для смягчения этих сердец; у Бога много орудий для пробуждения и потрясения их: громы, огонь, бездождие, засуха, смертность, война, убытки, разорение, похищение, болезни и многое другое.
Господи, будем ожидать Твоих глаголов небесных и земных, и преисподних! Быть может, придет кто-нибудь из нас в чувство хотя бы перед смертию. Аминь.