Поучение 61. На тот день (на обедни)
Ангелы хотя невидимо, но действительно выполняют волю Отца небеснаго, и всем полезны для тех, которые желают наследовать спасение. Одни из них охраняют царства и города, другие – общества и семейства и каждого человека; одни из них ведут человека по пути, как Рафаил Товита, другие указывают в пустыни источник жаждущему, как Ангел указал на таковый Агари и Измаилу; одни пищу доставляют гладным, как Ангел доставлял Даниилу в пещере львиной, другие во время сна прикрывают нас от напасти, как Иакова на пути. Бог, который посылал своих Ангелов патриархам, пророкам и судиям народа Еврейского, тот же один Бог посылает своих Ангелов и христианам. Без сомнения мы только не видим спасительной помощи со стороны Ангелов, как не видим телесными очами бесчисленных искушений со стороны бесов; но мы должны веровать в их бытие и близкое участие их в деле нашего спасения. Ангел радуется нашему благочестию и хранит вас при всех опасностях жизни нашей; Ангел скорбит, если видит наше нечестие, наше заблуждение, наши грехи. Не вси ли суть служебные духи на служение посылаемые, за хотящих наследовать спасение,47 вопрошает св. Апостол Павел? Но этому мы видим, что им некоторым образом вверено Богом наше вечное спасение, наша участь. В будущей жизни мы увидим лицом к лицу наших величайших друзей – Ангелов-хранителей. Но не забудем и того, что над всеми этими Ангелами есть высшие Ангелы или Архангелы, которые наблюдают за их служением, и при случае трудном и опасном помогают им; таков празднуемый ныне нами Архистратиг Михаил. Мы видим его могущество в низвержении бесов с высоты небес, в поражении денницы – начальника бесов: мы видим его борьбу с этими отверженными Богом духами; – и окончательная победа над ними состоится, когда Михаил заключит древнего дракона в бездну, будет принадлежать Архистратигу Михаилу48. Пусть Архистратиг Михаил, как дух, не нуждается в рукотворенных храмах; но нерукотворенные храмы – души человеческие, горящие к Архистратигу любовию, любезны ему. Он семь тысяч лет борется за нас с духами злобы поднебесными. Если он первый по поражении бесов стал прославлять Пресвятую Троицу; то сколько должно быть приятно ему таковое прославление от многих христиан в его храме, где приносится бескровная жертва Единороднаго Сына Божия, где тьмы тем других Ангелов предстоят и служат вокруг сего престола? Дороги мы для Бога, если Он для искупления нашего, для освобождения нас от власти диавола не пощадил Сына Своего Единороднаго; – сколь же дороги мы должны быть и для Архистратига Михаила, который один из всех Ангелов принимает самое искреннее, самое близкое участие в нашем вечном спасении?49 Да, он один более всех духов помогает Сыну Божию поражать врагов нашего спасения, как пророк Даниил это провидел. Итак, кому из нас вожделенно вечное спасение, тот станет любить, станет призывать на помощь того Ангела, который более прочих помогает и содействует в получении спасения – именно: Архистратига Михаила. Этот меч пламенный, который видим в руках его, направлен против диавола, – этот щит в ограждение наше от диавола. Молитесь, христиане, призывайте к себе на помощь Архистратига Михаила; веруйте, что вы будете ограждены от многих соблазнов и искушений диавольских. Путь опасный предстоит для спасающегося: врата смерти окружены страхом; а загробный путь – неизвестный, окружен мночисленными врагами нашего спасения – злыми духами: кто проведет нас до лона Авраамова, как не Архистратиг Михаил, пред которым трепещут духи злобы поднебесные?
Св. Архистратиже Михаиле, поражай наших врагов видимых и невидимых своим пламенным мечом, огради нас от ужасов смерти, и когда мы будем проходить воздушное пространство, покрой нас щитом твоим от духов злобы поднебесных и проведи в те обители святых, где нет ни печали, ни воздыхания, но где жизнь бесконечная. Аминь.
* * *