Источник

57. На тот же день на обедни

О недостойно приемлющих Св. Причастие

Боготворящую кровь ужаснися, человече, зря: огнь бо есть недостойныя попаляяй

Послед. ко Св. Причащ.

На острове Кипре, в одном монастыре, был старец по имени Исидор, который день и ночь плакал и рыдал, и никто не мог его утешить, и если кто-либо принимался его утешать, то он всегда одно и то же отвечал: «Я столь ужасный грешник, какого не было от Адама до сего дня». И наконец, одному старцу рассказал следующее: «мы с женой моей принадлежали к еретикам. Однажды, пришедши домой, я не застал моей жены и узнал, что она пошла к своей подруге, и вместе с ней пошла в православную церковь, – чтоб приобщиться там с ней святых Таин; я побежал за ней, но узнал, что она только что приняла святую часть Таин Христовых. Я схватил ее за гортань и душил дотоле, пока часть сия выпала из ее уст; я схватил и бросил оную в грязь: в сию минуту блеснула молния и сию святыню восхитила на небо. Через два дня я встретил страшного и злообразного человека, который, потрепав меня по плечу, сказал мне: «мы друзья; мы на век будем неразлучны с тобой». «Кто ты?» – спросил я его в ужасе. «Я тот, который во время страданий Иисуса Христа ударил Его по лицу, слуга архиерейский». «После этого, могу ли, – обливаясь слезами и задыхаясь от рыдания, – могу ли я утешиться?» – проговорил пустынник.

Вы ужасаетесь, братие, слыша рассказ о сем событии, а я вдвое, во сто раз более ужасаюсь, прочитав эту историю. Еретик в грязь было бросил святейшую частицу тела Господня, и притом однажды в жизни; спрашиваю вас, пораженный необъятным ужасом: в какое блато, в какую нечистоту бросают пренебесную святыню те, которые приобщаются и предаются блудодеянию, приобщаются и наполняют утробу пьянством, оскверняют душу гневом, злобой, клеветой, лихоимством, сребролюбием, всякого рода диавольскими мерзостями; и это не однажды в жизни, но ежегодно, а некоторые несколько раз в году приобщаются и опять грешат? Что, если после смерти, или даже до смерти, явится к тебе тот же человек, черный и злонравный, который ударил Христа в ланиту: что, если явится и скажет тебе: «мы друзья с тобой, на век будем неразлучны». В каком ужасе будет душа твоя? Ты скажешь, что то был еретик. Ах! Еще ужаснейшее ожидает наказание православного христианина, который, зная достоинство неоцененного сего дара, тела и крови Христовой, принимает сию великую святыню недостойно, принимает в тело, оскверненное многими грехами, принимает и грешит. Что будет с сими блудниками и блудницами, с сими пьяницами и со всеми нераскаянными грешниками, которые говорят: «мы говеем, мы исповедью очищаем грехи»? Нет, говение твое не говение, исповедь твоя не есть исповедь, если ты после говения и исповеди опять грешишь, не хочешь отстать от любимого греха. Ах, Боже мой! Как несчастен первее всего я, недостойно совершающий это величайшее таинство и недостойно принимающий, и недостойным разрешающий принимать сие сокровище; да еще ко всему этому не имеющий и слез того рыдающего старца; а во-вторых: сколь несчастны вы, которые сие небесное сокровище бросаете в тину страстей и беззаконий. Да, все мы, быть может, будем во аде за то, что в нечистотах греховных принимаем сию страшную святыню и тем бьем по ланите Христа Спасителя. Боже! Дай нам, по крайней мере, уразуметь великость греха нашего и не дай нам пасть в отчаяние; но лучше даруй нам слезы непрестанные, чтобы истинно и совершенно покаяться, и горькими и продолжительными слезами омыть тяжкие и непомерные грехи наши.

Боже! Пощади, пощади нас грешных и помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle