Источник

56. В 1-ую неделю Великого поста

Благодарение Господу Богу, – первая седмица святого поста кончилась, – многие из нас отговелись, хотя не все отговелись вполне, совершенно и окончательно; ибо многие думают, что так следует: походил два-три дня в церковь, пересказал несколько грехов своих священнику, приступил с холодностью и бесчувственно к тому, к чему другие приступали без особенного желания и страха, – и конец; теперь «свободен, дескать, от сей тягостной обязанности на целый год»; некоторые даже вовсе сегодня не пришли уже в церковь поблагодарить Господа за бесконечное Его к нам милосердие; ибо нет большего счастья, как освободиться от грехов. Но все ли получили желаемое? Все ли освободились от грехов? Все ли получили полное всепрощение? Решились ли, отговевшись, более никогда не грешить? Готовы ли к смерти? Об этом пусть себя спрашивают те, которые отговелись. Мы знаем, что покаяться истинно, полно и совершенно, с тем, чтобы более не возвращаться на грехи, можно только однажды в жизни. Кто однажды обжегся на огне, тот не станет более испытывать силу огня; кто однажды узнал, сколь горек грех, как он мучителен для совести, тот не станет более грешить. Кто истинно покаялся, кто решился вести себя свято и непорочно, в том видна во всех поступках величайшая перемена. Такой человек не станет более ходить путями нечестивых, а пойдет путем спасения. Прежде редко посещал он церковь; а решившись быть благочестивым, станет посещать церковь неупустительно. Он не станет более слушать совета ложных друзей. Кто имел несчастную привычку напиваться, теперь уже не прострет руки к пьянственной чаше, он станет убегать нетрезвого собрания людей. Кто падал в грех распутства и решился быть целомудренным, тот будет хранить очи свои от соблазна, сердце от похотения; кто крал, более не станет красть, кто лгал, более не станет лгать, зная, что ложь есть привычка диавольская. Кто решился не оскорблять брата, тот не будет гневаться и оскорблять ближнего словами. Словом, спасающегося, истинно покаявшегося вы сейчас приметите: эти святые люди бегают худого собрания, бегают греховного общества, ищут святого уединения, в молчании о сокрушении и тайной скорби проводят жизнь; ибо что оставляет за собой грех? Одно горькое раскаяние. Поверьте, что кто истинно покаялся, тот во всю жизнь станет оплакивать грехи свои. Бесконечно оскорблен Отец небесный тяжкими грехами; кто может Его умилостивить, кроме единородного Сына Божия, распятого за нас на кресте? Когда оскорбит тебя родной сын, можешь ли ты это скоро забыть? Сын Божий пострадал за нас, примирил нас с Богом-Отцом; но можем ли мы оставаться беспечны и продолжать наносить Ему новые оскорбления? Мы должны и со своей стороны всячески заглаждать вины наши добрыми делами. Мы должны вести себя свято и непорочно, и непрестанно умилостивлять Господа словами и добрыми делами. Мы должны строго смотреть за своими поступками и бросить все, что оскорбляет нашего Господа. Мы сами должны решиться жить свято и непорочно. Кто знает, где назначен предел нашей жизни? Когда нам придется умереть? Поэтому мы должны каждый день быть готовы к смерти. Расчет на долгую жизнь всегда был обманчив; заболеешь и умрешь, а там, что там? За гробом что? Как истязать меня будут? Кого встречу: Ангелов или бесов? Постараемся же, братие, жить так, чтобы более не грешить.

Господи! Помоги нам в этом. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle