Источник

58. О самоиспытании и покаянии

Сегодня вы приступаете к исповеди; вы имели время обдумать свои грехи; не говорите духовнику: «я ничем не грешен». Вы знаете заповеди. Подумайте, не согрешили ли вы против заповедей? Всегда ли и во всем ли веровали Господу? Всегда ли одного Бога любили? Каждый спроси сам себя: молился ли ты всегда и достойно Богу? Не божился ли напрасно? Почитал ли ты всегда своих родителей? Не огорчил ли их? Почитал ли воскресные и праздничные дни? Не пьянствовал ли? Не бранился ли неприличными словами? Не украл ли что-либо? Не обидел ли кого словом? Не связывался ли с распутной женщиной? Не отнял ли что? Не пожелал ли чего чужого? Всегда ли был кроток и милостив? Всегда ли был воздержен в пище и питии? Всегда ли имел страх Божий? Обо всем этом подумайте и поразмыслите, и все духовнику на исповеди скажите. Бог всеведущ, – Он видит не только дела, но и мысли человека: у Него «очи тмами тем крат светлейшие солнца»61. Ты исповедуешься не перед священником, а перед всеведущим Богом. Спросишь: «для чего перед Богом открывать грехи, если Он все знает?» Не для Бога это нужно, а для тебя. Если ты скажешь свой грех, то значит сознаешь, что ты грешен; если явится сознание греховности, то почувствуется необходимость в исправлении. Вот что и важно со стороны говеющего, исповедующегося. Бог нуждается в покаянии человека. Желает видеть его смирение и подает ему Свою помощь, ниспосылает благодать для уврачевания язв греховных. Болезнь можно вылечить тогда только, когда она выйдет на наружность тела. Так и с грехами: их можно лечить тогда только, когда они обнаружатся, когда сам человек сознает их. Правда, Бог может и в глубине души лежащий грех вылечить, Он всемогущ; но Он хочет, чтобы духовник об этом знал: как тебя лечить и как о тебе молиться Богу. Христос исцелил десять прокаженных; однако велел пойти и покаяться священникам. «Глаголи ты прежде беззакония твоя, да оправдишися»62, – сказал Бог через пророка. Значит – покаяние твое есть твое оправдание. Бог хочет видеть и диаволу показать то, что ты ненавидишь грешные его дела; что когда настанет суд Божий, то Бог тогда перед целым миром человеков, и перед светлым миром Ангелов, и перед темным миром бесов оправдает Свои справедливые суды, как ты и сам читаешь в молитве: «Помилуй мя Боже; да оправдишися в словесех Твоих, и победиши внегда судити ти»63. Вот для чего нужно твое исповедание. Молись, кайся, оплакивай все грехи твои и исповедуйся перед Богом; помни, что и самый малый грех против Бога есть тяжкий грех. И так не говори: «я ни в чем не грешен». Один Бог безгрешен, а мы во грехах рождаемся, как Пророк Давид сказал: «и во гресех роди мя мати моя», во грехах проводим жизнь, во грехах и умираем, если не покаемся чистосердечно. Принесем же Господу Богу покаяние в жизни и делах наших; пусть Он очистит нас от грехов видимых и невидимых, явных и тайных, больших и малых, и спасет нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle