Источник

59. О покаянии

Скажите: прав ли тот преступник, который избегает суда? Очевидно – не прав. А если бы судия сказал, что он его наказывать не будет, когда он сам к нему явится? Очевидно, преступник явится тогда сам к судье. Правосудный судья Бог объявляет всем грешникам святейшую Свою волю: «Не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему»64, т. е. «я не хочу, чтобы кто-либо из грешников погиб, но чтобы каждый из них получил прощение, но с условием: чтобы каждый добровольно исповедал грех свой предо Мной». Добросовестно ли поступают те грешники, которые, чувствуя на совести своей тяжесть грехов, отыскивают для себя духовника трусливого, или уважительного, или корыстолюбивого, или неопытного, который не налагает строгой епитимии, или который все грехи разрешает – самые тяжкие, и допускает каждого без разбору грешника к приобщению святых Таин? Правы ли те грешники, которые или вовсе не говорят своих грехов, или так пересказывают, как будто бы их грехи были легкие, неважные? Почему же истинно кающийся поступает иначе? Он просит духовника наложить на него самую строгую епитимию, лишь бы только облегчить муки совести и спасти душу. Так один разбойник явился в монастырь со спрятанным мечем и, подошедши к духовнику, сказал: «Отец! Прими от меня покаяние и исповедуй грехи мои, а если не хочешь, вот меч, возьми убей меня». Богомудрый отец назначил ему самую строгую епитимию, которую он исполнил в семь лет и превзошел всех монахов святостью жизни. Что же значит, что иные грешники не хотят нести строгой епитимии? От того, что они слишком огрубели совестью; от того, что они ходят над пропастью, но не видят ее, не видят, как много в пещере сердца их скрывается змей, как много грехов наполняет оное; они боятся, ужасаются заглянуть в эту пещеру сердца своего. А очистить все нечистоты сердца, изгнать все дурные помыслы, исцелить все страсти – они считают невозможным. «Что будет, то будет, а с деньгами расстаться не хочу, с похотями не могу, от пьянства отстать не желаю, переменить себя не хочу». Ты не хочешь, зато Бог хочет. «Не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему»65. Ты не можешь, зато Бог может: «невозможна от человека, а от Бога вся возможна суть»66, – сказал Христос. Ты сам, без сомнения, не можешь; но при помощи благодати Божией, при мудром наставлении священника и блудник, и разбойник, и вор, и сребролюбец, и честолюбец, и самый величайший грешник может спастись. Итак, прав ли ты, что гневаешься на духовника за то, что он удерживает тебя от причастия – то есть от самого непростительного и тяжкого греха. Я хочу спасти тебя, а ты думаешь, что я враг твой. Почему бы мне не льстить тебе, если ты богач? Почему бы не ласкать тебя, если ты изнежен? Почему бы тебя не уважать, если ты силен? В таком случае через мое невежество, через мое подобострастие и человекоугодие ты погибнешь; погибнет и душа моя: она окажется более грешной, чем ты думаешь. Я гнушаюсь богатством сребролюбца, я не могу льстить начальнику, я не могу иметь лицеприятия к изнеженному, я не боюсь всего мира, если он грешен. Оскорбляй меня, преследуй сколько хочешь; но я не стану льстить никому, кто бы он ни был: богач или бедняк, знатный или незнатный – покайся и слушайся моих советов, и спасешь свою душу. Покайся, пока осталось несколько лет, а может быть дней – тебе пожить на земле. На здоровье не надейся, оно слабая подпора; неожиданно поразит смерть, погибнут твои сокровища. Какое ослепление. Не прах ли, не пепел ли наше здоровье, наше богатство, наша жизнь? Не лучше ли воспользоваться остальным временем жизни и потрудиться для Бога, отдавши пол-имения своего нищим, и кого обидел, тому возвратить четверицей? Не лучше ли бросить пьянство, распутство и все грешные дела? Не лучше ли потрудиться для Бога и для спасения своей души? Христос-Бог говорит, что муки вечные ожидают нераскаянного. Стоит ли прах и пепел того, чтобы я свою душу погубил? Какая польза мне, если бы я несколько лет обладал и всем миром? Но ты говоришь: «хотя не много поживу, зато весело погуляю!» Гуляй, но знай, что все это скоро пройдет, все исчезнет, только смерть не минет, суда Божия не избежишь. Боже, вразуми грешников. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle