60. О необходимости подвигов поста
Братие! Многие из вас нередко задают себе такие вопросы: «для чего все эти посты, молитвы, поклоны, хождение в церковь, воздержание от всего и говение? Неужели все это повелевается делать св. церковью и заповедями св. отец?» Утверждаю, что все это делается по внушению Духа Святого, все делается для вечного нашего спасения; все это делается для того, чтобы нам быть безгрешными, чистыми, светлыми и святыми; все это делается для того, чтобы ничто не препятствовало нам расставаться с этим миром, оставить землю, подняться и взойти на небо.
Имущество обременяет нас долгами, пища отягощает наше тело излишними соками и тучностью: страсти и желания делают сердце наше плотяным, похотливым, любострастным, неблагочестивым и любостяжательным: «не любите мира, ни всего яже в мире, – говорит Апостол, – да не отягощаются сердца ваша объядением, пьянством и заботами житейскими»67. Как же человек облегчит себя от всего этого, если он уже себя обременил? Как расстанется с имуществом, которое скупостью и лихоимством собрал? Как избавится от тучности тела, которую невоздержанием нажил? Как потушит пламень страстей, которых множество расплодилось в сердце? Очевидно, что с богатством легче расстаться, нежели с тучностью тела, а с сим последним легче, нежели с греховными привычками и страстями. Богатство можно раздать нищим, облегчить тело можно продолжительным постом, болезнями; а уничтожить страсти нельзя без усиленной борьбы, молитв, подвигов, трудов, бдения, самоумерщвления и без помощи благодати Божией. Благоразумен тот, кто заблаговременно употребляет богатство свое на святые и добрые дела, не ожидая смерти, после которой расхитят имение если не враги, то неблагодарные наследники; еще умнее делает тот, кто свое тело укрепляет постом и разными трудами, не ожидая болезней и смерти, дабы не дать свое тело в добычу червей; гораздо умнее тот, кто разными способами усмиряет свою гордыню, обуздывает похоти, приучает язык к молчанию, отвыкает от празднословия и осуждения, зная, что смерть не умерщвляет страстей человека, что душа, умирающая в страстях, крепко будет мучиться желанием того, к чему она себя приучала при жизни. Из жизни святых видно, что сердце, оскверненное страстями, диавол, при смерти человека, вырывает каким-то трезубцем при нестерпимых муках грешника. Вот почему смерть грешников люта! Души святых на руках Ангелов относятся к Богу, а души грешников переходят на руки бесов, у которых руки с когтями, и уста, и очи пламенеющие. Дабы избегнуть содружества сих последних – святая церковь заповедует пост, молитвы, слезы, милостыню, подвиги и другие святые и добрые дела. Посты, молитвы, исповедь и святое причащение нужны для того, чтобы облегчить свою душу, просветить, освятить, омыть от грехов и избегнуть всех неприятностей и бед, могущих быть с нами во время смерти и после смерти. Если бы мы не были бессмертны, то ничего подобного от нас не требовалось бы: умер, и всему конец; но жизнь настоящим временем не оканчивается, в чем нас убеждает Бог, святая церковь, явление святых, тела которых остались нетленными, к которым мы обращаемся за помощью. Обо всем этом нужно подумать каждому грешнику, да подумать хорошенько; потому что если в темнице или со злым человеком жизнь мучительна, то со злыми бесами – что и говорить?! Господи! Вразуми грешников, чтобы они покаялись и спасли свои души. Аминь.
* * *