Источник

51. О истинном покаянии

Есть ли какая польза от поста и говения тому, кто в эти дни отговеется, а потом целый год грешит? Мало пользы тому, кто в церковь ходит, а от греха не отходит; тут Богу молится, а в доме вспоминает диавола или осуждает ближнего; тут свечу ставит, а в доме возжигает страсть гнева, изощряет стрелу зависти, питает любодейные мысли; тут подает копейки на церковь или нищим; а в доме лжет, или обманывает ближнего аршином, весами и мерой. Тут в молчании проводит время и в молитве; а в доме смехи да разговоры, да шутки разные, тогда как по выходе из храма, для поддержания молитвенного настроения, надлежало бы браться не за объедение и не за многопитие, а за Псалтырь, за чтение Евангелия и жития Святых. Это значит, что ты отговелся, но не покаялся, не переродился, не обновился, не переменил свою жизнь, не принес плодов покаяния, не сделался святым.

Для чего ты ходишь в церковь, если в мысли и в сердце имеешь намерение и желание опять ходить на путь нечестивых? Для чего говеешь, если не намерен расстаться с пьянственной чашей, с трапезой грешников, с очами любодейными, с Иудинским кошельком сребра и злата? И долго ли будешь оскорблять Бога и себя обманывать? «Такой-то, – говорят, – целый пост не пьет». Зато круглый год не минает пьянственной чаши. В пост не пьешь, в пост не умрешь; а непременно смерть накроет тебя тогда, когда ты крепко напьешься, пьян. Теперь иной ведет себя целомудренно, а пройдет пост, – опять бросается в блато распутства; иной и меру соблюдает в пище и питии, а пройдет пост, – опять роскошь, опять объедение и сластолюбие. Нет! Ты размысли: лучшим ли ты делаешься после поста и говения или худшим? Не в той же ли грязи грехов валяешься? Особенно когда видишь, что дела твои пошли лучше, что доходы твои стали больше, – зачем ты тогда опять бросаешься на грех? Для чего же ты раздражаешь Господа и собираешь гнев Божий над своей головой? Когда ты перестанешь грешить? Или ожидаешь, когда от тебя сами страсти отстанут. Да они до смерти от тебя не отстанут; а еще больше воспламенятся, если ты их возжигаешь. «Разве можно в течение года не согрешить»? Я этого не говорю, диавол хитрее тебя; но я говорю о самоохотном стремлении ко греху грешника, так что заметивши за собой какое-нибудь побуждение ко греху, вместо того, чтобы тотчас потушить этот пламень молитвой, покаянием, слезами, ты еще это побуждение увеличиваешь; тогда ты все забываешь: и Бога, и смерть, и рай, и свое говение, и, не слушая голоса совести, бросаешься в объятия греха, и рад, рад, что получил греховное удовольствие, рад, что обжегся пламенем геенским, а слез нет, чтоб оплакать грех свой; «ничего, Господь простит грех мой», – думаешь ты и говоришь, а грех остается на твоей совести, а грех врезывается в сердце твое, а там смотри, – из ничего приключилась болезнь и смерть. «Не все умирают, которые согрешают», – говоришь ты. Да, телом, быть может, иной и не скоро умрет, но душой непременно умрет. Но поверьте, что лучше умереть телом, нежели душой: смерть телесная не гибельна, но смерть души, особенно если человек не успеет покаяться, непробудима, невозвратима к жизни. Сколько есть на свете мертвецов душой, которые еще ходят по свету и живут до времени, пока допьют полную чашу грехов и беззаконий, достойно награждающую вечными мучениями ада. Горе, горе беспечному грешнику, который и после говения не перестает грешить!

Боже, вразуми нас и дай нам достойно отговеться и более не грешить! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle