Источник

52. О приготовлении к исповеди

Покайтеся, приближибося Царствие Небесное

Мф.3:2

Было на земле некогда горестное состояние людей, когда они водились одним разумом и совестью; оно началось с падением людей и продолжалось до Моисея. Худо было тогда жить на свете, потому что и разум, и совесть, помраченные грехами и страстями, научили людей покланяться не Богу истинному, а разным идолам. После этого настало на земле для избранного народа другое состояние – подзаконное, так как люди должны были руководствоваться законом Божиим, данным через Моисея на горе Синае. Это время продолжалось от Моисея до пришествия на землю Сына Божия; но и тогда худо было жить на свете; ибо не все люди имели этот закон Божий, – большая часть людей руководствовалась законом разума – законом естественным, несовершенным, слабым, испорченным. Хотя данный через Моисея закон строго наказывал людей за грехи; однако, далее Иудеи не имели сил исполнять его и впадали в идолопоклонство, не освобождались от бремени грехов. С пришествием на землю Сына Божия, открылось на земле царство благодати, царство свободы от рабства греха. Как мы счастливы, что родились в этом царстве! Господь пришед на землю для того, чтобы из рабов сделать нас сынами царствия. Он освободил нас от первородного греха через крещение, от грехов произвольных, совершенных после крещения, через покаяние. Он дал нам свет и разум, или мудрость небесную через Евангелие; Он нам дал всеврачующую благодать через многоразличные таинства. От нас Он требует только веры в Него и покаяния и добрых дел. «Веруяй в Мя, – говорит Он, – не погибнет, но имат живот вечный»53. «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное»54, царство благодати приблизилось, пришло на землю, объявлена спасительная благодать всем человекам. Господь воцарился на земле, в лепоту облечеся; Он хочет царствовать над человеками и царствию Его не будет конца; царство благодати некогда прекратится, и после оного настанет царство славы, когда прийдет Господь во второй раз на землю с силой и славой многой, и воцарится во веки над святыми Своими. Итак, надобно нам себя приготовить ко вступлению в то царство, надобно покаяться, дать вселиться Христу в души наши. Царство благодати должно воцариться внутрь нас. Но внутри нас во многих из нас царствует еще грех, тьма грехов; надобно эти грехи очистить, мрак этот изгнать и дать место Христу, Царю нашему. Вот почему проповедуется ныне покаяние, и Христос говорил: «покайтеся», и Иоанн Креститель, и святые Апостолы: «покайтеся, очистите грехи ваши, отвергните дела темные и облекитесь во оружия света, облекитесь во Христа». И сколь благоприятно ныне время для покаяния! Пост, молитва, воздержание от худых мыслей, от худых дел, от всего, что называется грехом. Блажен тот человек, который бережется грехов, как огня! Нельзя, чтобы человек в жизни как-нибудь не согрешил; но в руках его покаяние: пришел к духовнику и рассказал свой грех, и дал обещание более не грешить, затем исправился в жизни, – вот и покаяние. Не священник, но Христос прощает кающимся, ибо прежде Он сказал: «покайтеся»; Он сам прежде объявил всепрощение. Он и прощает грехи. Опасно, когда человеком возобладает какой-либо грех, когда человек его полюбит так, что отстать уже не хочет, тогда он делается не рабом Христовым, но рабом греха и диавола.

Диавол всячески нас соблазняет и искушает: кого пищей, кого любострастием, кого любостяжанием, кого гордостью, кого пьянством и развратом; теперь же сбросим это тяжкое иго грехов; теперь церковь от лица Божия всем нам открывает дверь покаяния; смирим души наши, оплачем грехи наши, откроем сердца для принятия благодати. Кто много и долго грешил, долго ходи в церковь, усерднее молись, много постись, пока почувствуешь огонь благодати Божией в своем сердце. Весьма полезно, если кто в эти святые дни читает святое Евангелие в доме, Псалтырь, жития святых отец и предается уединению, удаляется от пустых разговоров, обдумывает жизнь свою. Ах! Как счастлив тот, кто втайне оплакивает грехи свои: Отец небесный увидит его покаяние, смирение, сокрушение, слезы, и наградит его всячески и в сей, и в будущей жизни, особенно если он решится более не грешить.

Господь да поможет всем нам очистить грехи наши. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle