33. В неделю сыропустную
Конец объедению и обпиванию и разным роскошам, пресыщениям и удовольствиям; пора приняться за святой пост, пора приняться за врачевание как тела, так и души. Одни из нас желали святого поста для облегчения утробы, обременяемой яствами и главы – хмелем; а другие, и то благочестивые, чувствуют давно нужду в очищении души и в облегчении совести. Благо желание и тех, и других. И так великое торжество настает для нас, начиная с нынешнего дня, торжество над плотью и грехами. Не обуздаешь тела, не удержишься от страстей, не очистишься от грехов. Без сомнения, воздержный в пище и питии всегда стоит на страже своего здоровья и своего спасения: он лишнее не скушает и не выпьет; он знает, что приучивший себя к воздержанию может очень мало вкушать пищи; а невоздержный, распустивший свое чрево, весьма много ест и пьет. Есть столько воздержные в пище, что через два и три дня обедают, и есть такие, которые непрестанно пьют и едят. Православный христианин должен быть весьма воздержен в пище и питии; ибо невоздержность и неумеренность в том и в другом всегда порождает множество болезней, множество страстей, множество грешных мыслей и желаний. Благодарение Богу, – поели, попили, повеселились, теперь примемся за святой пост, да примемся с радостью, с охотой, и виду не покажем, что мы постимся, не будем ни скорбеть, ни унывать: «ты же, постяся, помажи главу твою и лице твое умый»44, – сказал Господь наш Иисус Христос. Для чего это? Для того, чтобы не казаться при посте и при подвигах молитвы унывающим, печальным. Страсти собираемся обуздывать, грехи хотим очистить; а кто может быть счастливее того, кто свободен от страстей и чист от грехов? И вот сие счастье предлагает св. церковь всем нам: поприще святого поста. Кто много нагрешил, чья совесть обременена тяжкими грехами, тот держи пост строгий, мало вкушай пищи, ходи в церковь всю святую четыредесятницу, внимательно слушай Божие писание, молись Богу прилежно, клади поклоны усердно, плачь, сокрушайся о грехах, раскаивайся в том, что ты много раз оскорблял Бога Творца своего. Многомилостив и долготерпелив Господь давно наказал бы тебя за твои грехи; но ожидает от тебя покаяния, смирения, слез, признания себя виновным перед Ним, как блудный сын, как мытарь, как блудница, как разбойник, покаявшиеся: «не хощу смерти грешника, – говорит Бог чрез пророка, – не хощу, не желаю, но хочу и желаю, еже обратитися ему и живу быти45, хочу, чтобы он обратился ко Мне с раскаянием и не погиб бы, а остался бы жив».
Адаму и Еве положил Бог заповедь: не вкушать от запрещенного плода, а если вкусят, то будут наказаны смертью. Но они не послушали Бога, вкусили и наказаны смертью. Так и всякий грех есть непослушание Богу, упорство против Бога, и также наказывается смертью. Как Адаму сказал Бог: «не ешь от такого-то дерева»; так каждому грешнику сказано в десяти заповедях: «не убий, не прелюбодействуй, не лихословь, не укради, не желай чужого, не клевещи, и вообще никак не греши, а согрешишь, – смертью умрешь сперва душой, а потом через несколько лет и телом». Для предупреждения смерти, для смягчения гнева Божия мы прибегнем к дверям покаяния и станем вопиять к Богу: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Ах! Есть несчастные, перед которыми двери сии не отверзаются, которые не хотят плакать о грехах своих, не хотят каяться; могут, да не хотят. Поверьте, что окажутся и такие беззаконные, которые продолжают свою масленицу и в пост; очевидно, что для таких двери покаяния не отверзаются; они несчастнее всякого грешника кающегося.
Господи! Отверзи всем нам двери покаяния. Аминь.
* * *