Источник

31. В неделю мясопустную

Братие! Своим богослужением св. церковь сегодня напоминает о страшном последнем суде Божием. Этот суд будет страшный, потому что его будет производить правосудный и нелицеприемный Господь – вечная правда, – страшный, ибо на нем будут собраны все страхи и ужасы, какие когда-либо были на небе и на земле: на небе, когда Бог во гневе своем низвергал оттуда демонов в преисподнюю; на земле, когда Бог губил людей потопом – водой, истреблял огнем, землетрясением, разрушением городов, моровой язвой, поветрием, чумой, холерой, войной и проч. Страшный то будет суд; ибо на нем будут судимы народы всех времен, всех мест, всех вер, всех званий, состояний и возрастов: христиане, иудеи, армяне, греки, турки и идолопоклонники, цари и народы, старцы и дети, мужья и жены, юноши и девы – все до единого предстанут на суд: страшный будет это суд, потому что будут судимы не только дела наши, но и помышления, и желания, – все грехи, которые в душе, в сердце и в совести человека в течение жизни собираются. Страшен будет суд, ибо земля будет гореть, вода, воздух и все стихии будут гореть. Мы услышим страшные громы от труб Ангельских; мы воскреснем все и явимся в том теле, в котором в течение нашей жизни мы делали добро или зло; мы соберемся на облаках и предстанем пред лице Бога в страхе и трепете, для выслушания окончательного приговора: праведникам Бог объявит вечное благословение, а грешникам изречет вечное проклятие, после чего все ужасы окружат несчастных грешников: вечный огонь, вечная тьма, демонские терзания, червь неумирающий, отчаяние. Нет там ни отца, ни матери, ни брата, ни друга, кто бы мог облегчить горькую участь грешников. Посмотрите хоть на одного грешника, страждущего во аде; посмотрите хоть на Евангельского богача: он ногой стоит в пламени по шею; волосы его воспламененные подняты вверх, глаза страшные смотрят свирепо, уста открыты, и по меж зубов вылетает пламень, из ушей пламень, из ноздрей пламень, все лице огненное красное – пламенное, покрыто морщинами. Одна образина этого адского грешника ужасна!!! Как вам показать, как вам рассказать, как раскрыть это ужасное положение грешника во аде? О, если бы там были слезы, если бы было раскаяние, – тогда сколько-нибудь было бы легче душе несчастных грешников; а то одно ожесточение на сердце, гнев, свирепость, лютость, отчаяние, безнадежность. Ни отец в сыне не находит утешения, ни сын в отце, ни мать в дочери, ни брат в брате, ни сестра в сестре; но одно против другого свирепеет злобой; одно другого упрекает, уязвляет, проклинает за то, что не отводил от беззакония в жизни, не наставлял на путь добродетели, не обличал, не отклонял от путей беззаконных, от греха, от погибели. Ах! Самая природа родных сердец переменится в натуру диавольскую. «Запри меня в темницу теперь – с каким-либо злодеем, душегубцем – я умру от страха»; а там заперты будут грешники на веки с страшными демонами, которые семь тысяч лет зло питают против Бога и людей. Кто попадет туда – в ад? Все нераскаянные грешники, все самоубийцы, все скоропостижно умершие, пьяницы, сребролюбцы, клеветники, сквернители и многие другие, о которых Апостол Павел сказал в своем послании. Где будет больше людей – в раю или в аде? Очевидно в аде; ибо сказал Господь: «много званых, а мало избранных»40. Во ад пойдут идолопоклонники, а за ними христиане, работающие и служащие теперь миру, моде, деньгам, похотям, страстям; все упорные во грехах и нераскаянные грешники, которые потеряли благодать крещения, слышали слово Божие, вкушали животворящее тело и кровь Христову и все попрали ногами; ожесточились, стали упорствовать во грехах – и не захотели омыть грехи слезами покаяния. Да, братие, страшен суд, страшны и вечные мучения ада; но кто из нас, живя в мире, особенно в таком городе, как наш, достойно оплачет грехи свои? Посмотрите, как веселятся в театре, в гостиницах, в питейных и развратных домах и даже на улицах. «Горе смеющимся ныне, яко восплачетеся и возрыдаете»41, – сказал Господь, – возрыдаете, когда увидите себя не в домах удовольствия, а в аде среди тмочисленных бесов и демонов: имеяй уши слышати, да слышит42. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle