Источник

212. О том, что благочестивое семейство тот же монастырь

Не удивляйтесь тем мужам и женам, которые ищут спасения в монастыре. В монастырь действительно должны вступать все те, которые слабы, которые поддаются всякому соблазну и искушению, которые не могут в мире спастись. А кто крепок духом, имеет великую веру в Бога, в точности исполняет закон Божий, тому, для чего поступать в монашество? Что такое каждое благочестивое семейство в мире, как не тот же монастырь? Отец не есть ли в доме тот же игумен, которому в доме все повинуются, все дети и прислуга следуют его наставлениям? И что такое мать, как не тот же эконом, который заведывает всеми домашними припасами: кухней, погребом, огородом и садом? Что такое прислуга, как не те же послушники в монастыре? Старший в семействе должен быть тот, кто разумнее других и старше по летам. При трудных обстоятельствах могут составить общий совет все члены семейства для блага общего. Сколь приятно смотреть на то семейство, где младшие покоряются старшему и во всем следует его совету. В одно время они пробуждаются и молятся Богу, каждый принимается за свою работу, вместе садятся за стол, все у них чинно, скромно и в порядке. Это именно настоящий монастырь. Скажет отец: «пойдем дети, в церковь», и все идут, «станем Богу молиться» и все молятся. Если в деревне встречается подобное семейство, то один отправляется на полевые работы, другой – на молотьбу, иной – на мельницу, тот отправляется по другому делу: все делается по распоряжению старшего в доме. Если в городе встречается такое семейство, то после молитвы один член семейства отправляется на биржу, другой – на базар, третий принимается за свое ремесло, и все делается в порядке, в свое время. Опущений по делам благочестия никогда не бывает: все бывают в церкви, все молятся Богу, все в доме слушают Божие писание, все поступают по родительскому совету. Это в том семействе, где есть благочестие и страх Божий. Что сказать о том семействе, где не успели пробудиться от сна, помолиться Богу? Одно принимается за хлеб, другое спешит на базар, третье – в питейный дом. В таком семействе не обращают внимания на то: помолился ли кто из них Богу или нет, был ли кто из домашних в церкви. Никто об этом не спрашивает. Каждый идет, куда вздумал, каждый берется за еду, когда захочет. Какой может быть порядок в таком семействе? Возможно ли благочестие в таком семействе? Ты скажешь, что есть добродетели в монастыре такие, которых в мире нельзя исполнить, например: непрестанное молчание, строгий пост, нищета духовная, девство и целомудрие. Неправда: кто тебя заставляет непрестанно говорить, для того чтобы больше грешить? Где безмолвие, кротость и смирение, там живет Бог. Не должен ли и ты соблюдать строгий пост для того, чтобы обуздывать свои страсти, которые должны быть укрощаемы и в мире, равно как и в монастыре? Какое кому дело до тебя, если ты ведешь себя скромно, одеваешься просто не в дорогую одежду, не по-модному? Разве не должны жить все христианские супруги целомудренно. И неужели Бог дозволяет миру воспламенять похоти сластолюбия, пьянства, объядения и сладострастия и все другие грехи? Брак благословляется Богом, а безумное сладострастие и вожделения плоти запрещаются и Богом, и совестью. Есть же и теперь, и были прежде на свете люди, которые не в монастыре спаслись, а в мире, которые в мире жили свято, благочестиво и набожно: Авраам и Сарра, Захарий и Елисавета и многие другие благочестивые патриархи, пророки, апостолы и многие христиане. Сам Господь наш Иисус Христос не в монастыре жил, а в мире, и все чудеса совершал в мире, и был даже на браке. О, христиане! Страсти и диавол разрушают счастье и благоденствие наших семейств. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle