Источник

211. О премудрости и благости Божией

Сколь прекрасен этот мир Божий: это небо, усеянное звездами, которые во сто раз больше нашей земли, светозарнее нашего солнца, которые бегут в пропасти небес одна вокруг другой, быстрее птицы, скорее звука, быстрее молнии. Сколь прекрасна Божия земля: эти поля, цветами украшенные, эти деревья, плодами покрытые, эти моря, наполненные рыбами, эти леса, служащие для множества диких зверей, этот воздух, наполненный птицами. И дивное дело! Что эта премудрая Божия книга не читается людьми, никто почти не обращает на нее внимания. День и ночь надлежало бы сидеть над этой неисследимо и непостижимо мудрой книгой, размышлять и любоваться этими прекраснейшими тварями Божиими. Возьми ты в руки одну полевую лилию или фиалку, розу: рассмотри внимательно, сколько красоты в одном цветке? Какой в нем запах? Собери всех мудрецов мира, но все они ни одного цветка такого не сделают, так как Бог его сделал из ничего. Тешится, забавляется дитя твое цветком, когда ты принесешь его с поля, почему ты не утешаешься ни одним творением Божиим? А если человек сделает что-либо похожее на цветок, то все мы удивляемся этому как чему-то чрезвычайному. Когда ты смотришь на железную дорогу, или на проволоку телеграфную, или на пароходы, или на часы, то говоришь: о, сколь мудрый человек! Делам человеческим мы удивляемся, а Богу не отдаем славы и чести за Его величайшие дела. Почему? потому что мы больше себя любим, нежели Бога. Скажи мне: мог ли бы человек устроить паровозы, если бы Бог не сотворил пар, эту страшную силу? Мог бы ты устроить телеграфы, если бы Господь не сотворил электричества, этот быстролетный огонек? Да вообще: если бы Бог не дал тебе разума, мог ли бы ты даже сделать себе обувь, одежду, телегу и прочее? Что сделал бы кузнец без железа, золотых дел мастер без золота, столяр без дерева, живописец без красок? Вот в ком вся мудрость наша: в Боге, а не в нашей голове. Отними у нас Бог разум, и мы со скотами ели бы траву полевую, как Навуходоносор, который наказан был семилетним скотоподобием. Нет! Ты Божиим делам удивляйся и бездне Его премудрости, которую ни один мудрец человек не исчерпает. Там-то бездна разума ведения премудрости: «о глубина богатства премудрости и ведения Божиего»219! восклицает Богомудрый св. апостол Павел. И все это, что видишь на небе и на земле, в море и в воздухе, – все это для тебя, человек, Бог сотворил для тебя, который недостоин и одной капли милосердия Божия. Почему? Потому что ты знать не хочешь Бога, а себя одного знаешь, одним собой любуешься, своими страстями утешаешься, своих идолов почитаешь. Если бы ты читал почаще эту премудрую книгу Божию, размышлял бы чаще о благости и премудрости Божией, то ты не дерзнул бы бросаться в омут грехов и беззаконий. Тебя удержало бы от этого одно страшное величие и всемогущество Божие: одна мысль, что Бог все для тебя сотворил, что Он тебя, падшего во грех, искупил, что для тебя на землю сходил, страдал и умер за тебя. О, если бы ты внимательно, разумно смотрел на дела Божии! Ты день и ночь удивлялся бы бесконечному к тебе милосердию Божию. Ты только проливал бы покаянные слезы о своем недостоинстве пред Богом. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle