15. На день Симеона Богоприимца а Анны пророчицы
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». (Лк. 2:29)
С такой речью старец Симеон обратился к младенцу Иисусу, которого держал на своих руках: «ныне отпущаеши»... Неужели Богомладенец понимал то, что говорил к Нему Симеон? Как младенец человек, конечно, не понимал, а как Бог все понимал. Иначе для чего было бы Симеону и говорить это? Тот, Которого Праведный Симеон держал на руках своих, был Бог, был второе лицо Пресвятой Троицы, Который сотворил небо и землю, звезды, моря и всякую тварь. Прав. Симеон знал это и потому относится к младенцу не как к человеку, а как к Богу, который так долго держал его на краю гроба и не давал ему умереть, пока не увидит очами своими утеху Израилеву.
Христианин! когда ты видишь пред собой лик или образ Иисуса Христа, то в молитве своей говори к Нему не как к образу, живописью изображенному, а как к Самому Богу, всегда живому и присущему тебе, ибо Бог вездесущ. Лик Господа может быть поставлен на том или другом месте, но Божество не ограничивается местом. Оно везде: «на всяком месте владычества Его»27 все видит, все слышит и все знает. Ты скажешь, что праведный Симеон держал на руках не икону, но живого Богомладенца. А ты что держишь в своей душе и в своем теле, когда приобщаешься Телу и Крови Христовой? Не того же ли Богомладенца, во плоти пришедшего на землю и на иконе изображаемого? И если ты веруешь, что Христос пребывает в тебе, а ты в Нем, то почему же тебе не верить, что Христос, как Бог своей благодатью, своей силой пребывает, присутствует как в тебе, так и в иконе, как был и на руках Праведного Симеона? Таким образом, икона, пред которой ты молишься, как образ, красками живописуемый, есть только образ немотствующий, но как Бог всеведущий, все слова твои Он слышит и принимает, во образе том Он силой и благодатью пребывает. А ты, любя Его как Бога и лобызая Его, храни Его образ в уме и сердце, в душе и в теле своем. Но сколько мы должны радоваться тому, что мы ближе Праведного Симеона к Господу и, по словам апостола: искренне соединяемся со Христом чрез Святое Причащение, так что можем с Ним беседовать во всякое время жизни нашей? Пусть на руках Симеона почивавший был дивный Богомладенец, но не более ли дивен Бог, восседающий на жертвеннике и предлагаемый в снедь верным?! Притом мало ли изливается благодатных дарований на мир чрез чудотворные иконы, если мы только с верой и благоговением в молитвах наших молимся пред ними? Если вещи святых равносильны святым, если чудесен был жезл Моисея, купина несгораемая, руно Гедеоново, милоть пр. Илии, то сколь далеко чудеснее должен быть лик или образ Спасителя, изображенный на иконе? Сколь многие святые слышали голос от иконы Спасителя или Божией Матери! Преподобный Нифонт видел очи на иконе Спасителя, двигающиеся как бы у живого человека, и лик Матери Божией, улыбающийся. Когда св. Василий Великий молился пред иконой св. Муч. Меркурия, то лик на время был невидим на иконе, потом опять явился в таком же почти живописном образе, но уже с копием окровавленным, и тотчас получена весть, что Иулиан Богоотступник был убит невидимой рукой. Итак, христианин, когда стоишь ты пред образом Спасителя, или Божией Матери, или какого святого, говори как бы к живому лицу, нимало не сомневаясь, что лицо это присутствует при тебе и слышит все слова твои. Бог всемогущ и всевидящ, Он самому лику на святой иконе может дать дух и жизнь, только бы ты при молитве в уме и сердце имел дух и жизнь. Вера всему дает жизнь и дух.
Станем же, христиане, с благоговением и со страхом обращаться со святыми иконами, как Праведный Симеон обошелся с Богом, младенцем Иисусом, станем с верой и любовью беседовать с Богом, всегда нам присущим, дабы Он слышал, принимал и исполнял наши моления и прошения. Аминь.
* * *