14. В неделю Мытаря и Фарисея
«Боже! Хвалу тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы». (Лк. 18:11)
Христиане! Евангельская история говорит нам, что был человек, который благодарил Бога за то, что он не похож на других людей, что он отличался от всех прочих людей своими делами: «Боже! Хвалу тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы». Кто же этот человек, не признававший себя похожим на других, а считавший себя лучше и выше всех? Это Фарисей. Все люди как люди, а он, верно, не желал быть похожим на всех людей. На кого же Фарисей указывает, что он не похож? Он указывает на многих: «несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодеи или якоже сей Мытарь». Видите, христиане, на кого не похож Фарисей: на воров, на несправедливых людей, на прелюбодеев и на Мытаря, который в том же месте в то же время горячо молился у порога храма Божия. Правду ли говорит Фарисей или нет. Господь не открывает этого в притче, но только не одобрил Господь его хвастовства, его дерзости, а осудил Фарисея за то, что он в молитве своей стал укорять ближних во грехах, тогда как в молитве он должен был просить только Его милости и прощения своих грехов. Но Фарисей не так молился: молитва его состояла из следующих выражений: «тот вор, тот блудник, тот мошенник, а я один честный человек: пощусь, подаю милостыню и всякие добрые дела делаю». Какая причина, что Фарисей так судил о себе? Та, что он был слишком самолюбив и горд, а гордость и себялюбие представляют человека самому себе совершенно в другом виде, нежели каков он есть на самом деле, нежели как смотрит на него Бог и люди. Самолюбивый человек видит в себе не то, что в нем есть на самом деле худое и грешное, а видит одно только доброе, чего в нем, быть может, вовсе нет. Иной сам вор, хотя крупного ничего не украл, хотя воровством исключительно он не живет, но ему кажутся другие ворами, те, которые часто воруют и много воруют. Такой признает себя человеком честным. Иной сам же прелюбодей, сам не раз впадал в этот гнусный грех, но он забыл это или только скрывает этот грех от людей, а указывает на других, что они прелюбодеи: «несмь, якоже прочие человецы хищницы и прелюбодеи». Иной сам несправедлив так, что честные люди не хотят с ним дела иметь: долгов сам не платит, прислугу неправильно рассчитывает, рабочим не доплачивает, а считает себя справедливым и честным человеком, сам всегда напивается, если не на свои деньги, то на чужие, если не в гостях, так дома, если не днем, так ночью, а считает себя трезвым человеком: «несмь, якоже прочие человецы» пьяницы. Иной хвалится пред Богом, что содержит посты, а объядение постной пищей считает делом не грешным. Иной подает милостыню, но милостыню ничтожную, тогда как мог бы и должен подавать больше из своих сокровищ. Подает не с целью помочь бедняку, но чтоб другие видели. Дает не то бедным, в чем они действительно нуждаются, а то, что у него лишнее, что не имеет никакой цены: «пощусь, двакраты, в субботу десятину даю всего елико притяжу». Есть люди, похожие на Фарисея, которые то и дело что говорят о своих добрых делах. Им недостаточно, чтобы люди только знали их мнимо добрые дела, они напоминают о них самому Богу. Разве Бог не видит наших дел? К чему Ему напоминать об этом? Но кому не известно, что милостыня и пост, если только мы ими хвалимся, гордимся, презренны пред Богом? Ты постись и подавай милостыню тайно, чтоб никто этого не знал, чтобы мысль о твоих добрых делах не занимала тебя: дал что, старайся тотчас забыть, чтоб «не знала правая рука того, что делает левая», как сказал Господь. Горе тому человеку, который ослеплен гордостью и самолюбием. Он может быть и вор, и пьяница, и хищник, и прелюбодей, но ничего подобного не может в себе видеть и сознавать. Но Господь осудит такового, как осудил гордого Фарисея.
Господи! Не осуди нас, грешных, когда мы будем стоять на страшном суде Твоем. Аминь.