Источник

13. В тот же день

«Се лежит сей на падение и на востание многим во Израили». (Лк. 2:34)

Что сказал старец Симеон об Иисусе Христе, держа Его на своих руках. То самое, как на некоей живой картине, мы видим в лице Фарисея и Мытаря, начертанной в ныне прочтенной Евангельской притче. Праведный Симеон сказал, что чрез явление в мир Богомладенца Иисуса одни восстанут, а другие падут, одни спасутся, а другие погибнут. И вот Фарисей, который думал, что крепко стоит, пал, что он спасется, погиб, а Мытарь, считавший себя падшим, восстал, признававший себя погибшим, получил спасение. На этих двух человеках исполнилось слово Христово: «всяк возносяйся, смирится, падет, а смиряяй же себе вознесется»19 и спасется.

«Се лежит сей на падение многих во Израили»20. Почему? Кто не верует во Иисуса Христа, тот падет. Кто не знает св. Евангелия и отвергает чудеса Иисуса Христа, тот падет. Кто не признает Его Сыном Божиим, пришедшим в мир грешников спасти, тот падет и погибнет по слову Его: «верующий в Меня спасен будет, а не верующий осужден будет»21. Мало ли на свете иудеев, и магометан, и идолопоклонников, которые не уверовали во Иисуса Христа? Таковых далеко более на земле, нежели христиан. Одних Китайцев более четырех тысяч миллионов идолопоклонников. Сколько между самими христианами таких, которые только имя христианское имеют, а дела их идолопоклоннические? Пред нами Фарисей, который считал себя кругом святым человеком, а между тем Господь осудил его. За что? За гордость. Фарисей стал в молитве благодарить Бога за то, что он не похож на других людей, что он постится и милостыню дает, что он лучше других по всему, что другие и воры, и прелюбодеи, и несправедливы, а он не таков. Между тем он пред очами Божиими оказался хуже всех. И вот на нем то исполнились и слово Христово, и слово старца Симеона: возносяйся, смирится; «се лежит Сей на падение многих во Израили». Но сей Богомладенец «лежит и на востание многих во Израили»22, – говорит Праведный Симеон. Сколько христиан из иудеев и язычников спаслось и спасаются! Сколько уверовавших во Иисуса Христа? Сколько мучеников, пострадавших за Христа! Сколько преподобных и праведных, которые, исполняя учение Господне, изображенное во Евангелии, сделались членами тела Христовой церкви и, приняв с верой Таинства, спаслись? Сколько разбойников, развратных, воров, сребролюбцев и других грешников, которые покаялись во грехах и получили спасение? Все считали Мытаря грабителем, погибшим человеком, великим грешником. Даже Фарисей осудил его, но он смирился, покаялся, смирился настолько, что не мог очей своих возвести на небо: он только воздыхал тяжко, бил себя в грудь и горько плакал пред Богом, не дерзая даже воззреть на образ Божий. Никого он не осуждал, не тщеславился постом и милостыней, а считал себя презреннейшим творением пред Богом и человеками. И вот исполнилось на нем слово Господне: «смиря́яй же себе́ вознесе́тся».23 и слово Праведного Симеона: «се лежит Сей на востание многих во Израили»24. Но не забывайте, христиане, того, что Тот, кого держал на своих руках праведный Симеон, был Иисус Христос. Он лежит теперь, яко Агнец Божий на престоле сем в царстве Благодати, и восседает на престоле Славы Своей на небе, одесную Отца Небесного. Как благоприлично ныне нам начать наше покаяние во грехах наших и вместе с Мытарем повторять слово: «Боже милостив буди мне, грешнику»25. Покаяния, отверзи ми двери Жизнодавче. Мы своими грехами, быть может, давно закрыли двери милосердия Божия. Теперь говорю теперь, когда Господь не на руках праведного Симеона, а на престоле лежит, яко Агнец, закланный от сложения мира, и берет наши на себя грехи и дает Себя в снедь верным для омытия и очищения грехов наших, так как Сам сказал: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный»26. Теперь и мы смирим себя под крепкую руку Божию, оплачем свои грехи, и Господь простит нам их, как простил Мытаря, блудницу и разбойника и многих других грешников. Спасителю наш! отверзи нам двери покаяния, двери милосердия Твоего и помилуй нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle