Источник

Поучение 37. На Воздвижение Честнаго Креста Господня

Три креста нашли во глубине горы Голгофы; один, на котором распят был Христос Господь, а два, на которых распяты были два разбойника. Ни блаженная Елена – мать царя Константина, ни патриарх Макарий, и никто из народа не могли узнать и указать: который из трех крестов тот, на котором распять был небесный Царь и Господь наш Иисус Христос, ибо от распятия Господа до нахождения креста прошло 326 лет. Но скоро угадали настоящий крест: приложили к каждому кресту больную женщину – и она от одного тотчас выздоровела; приложили и мертвеца, и сей от креста Христова тотчас воскрес.

У каждого из нас, христиане, есть свои кресты, но не все они освящены, не все запечатлены именем Христовым, не все имеют силу врачевать и воскрешать; ибо есть между крестами и разбойничьи кресты, которыми нельзя спастись, а можно спастись только крестом Христовым. Как же отличить истинный крест Христов от крестов, налагаемых на нас врагом Христа, диаволом.

Разбойничьих крестов на земли слишком много, а Христов крест должен быть один у каждого из нас; он лежит далеко в глубине сердца человеческого. Если ты от пьянства страдаешь головою, то это не Христов крест, а того разбойника, который внедрил в тебя страсть к пьянству. Если ты страдаешь от сластолюбия или объядения, то и это крест того же диавола. Если ты предаешься распутству и мучишься похотью плоти, – и это крест разбойничий. Если ты богат и имеешь много сокровище, и еще мучишься страстью сребролюбия, – и это не Христов крест. Если ты жаждешь почестей, мучишься завистью, любочестием; если завидуешь дарованиям ближнего, если мучишься гордостью, – все это кресты разбойничьи, все это кресты от диавола. Главное знамение креста Господня в человеке есть глубокое смирение, самоотвержение, презрение и себя самого и всего, что есть в мире красивого и блестящего. Бедность ли обременяет тебя – ты несешь этот крест со смирением и благодаришь Бога; болезнь ли какая, смерть ли близких сердцу твоему, – ты принимаешь удары Божии с глубоким смирением, с кротоcтью говоришь с Иовом: «Бог дал, Бог и взял, – да будет имя Божие благословенно от ныне и до века». Враг ли какой нападает и поражает тебя – ты говоришь с Давидом: «Бог велел Самею бросать на меня камни», – и еще больше смиряешься. Никогда не надобно забывать того, что крест Христов врачует сердце наше, укрепляет волю, просвещает мысли, очищает совесть, водворяет глубокий мир в душе нашей. Крест Христов оживляет силы души, воскрешает душу умершую от грехов, пробуждает от греховного усыпления, возжигает благодатный огнь Духа Святого, возрождает истинную жизнь в святилище души нашей, и дарует нам такие благодатные силы, что мы легко побеждаем сами себя, свои плотские страсти – похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую. Христианин чувствует, от несения креста – сего благого ига Христова – что он стал другой человек – возрожденный, облагодатствованный, ревностный к молитве, к посту, к посещению храма Божия, к чтению Божиего писания. Плачет ли о грехах своих – он чувствует, что слезы его не горкие, но сладкие, радостные: сеет слезами, а пожинает радостию27, как сказал Давид. Он знает, что он предал себя совершенно в волю Божию; он всех любит ради Бога и врагов и друзей; он ни кого не обижает и ничем не обижается: жизнь и смерть для него все равно, ибо жизнь его сокрыта со Христом в Боге; он верует от души, любит Бога от всего сердца, ближних любить, как самого себя; для него не лежит закон, ибо он его с усердием исполняет, он считает себя ниже всех людей, радуется с радующимися, плачет с плачущими. Молитва постоянно или на его устах, или в его сердце; он смирен и кроток, Боголюбив и братолюбив. Таков любимец креста Христова и истинный Крестоносец.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и – святое воскреcение Твое славим. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle