Поучение 6. На день происхождения честных древ Креста Господня
Как многознаменительны и важны все праздники, христиане! – Например, нынешний праздник в самом начале Богородичного поста, ил, в просторечии, Спасовки! – Самое название показывает, что мы от чего-то спасаемся. У нас – против нашего спасения, восстают двоякого рода полчища врагов – душевные и телесные, бесы и страсти, грехи и болезни, от которых мы всячески должны спасаться. – И вот, пред очи наши, церковь предлагает оружие против тех и других врагов – душевных и телесных: крест животворящий, святые иконы, пост и святую воду. – На каком основании? По какому случаю, поводу и примеру? – Послушайте: Благочистивый наш князь Андрей Боголюбский в своих полках всегда имел животворящий крест, икону Спасителя и Божией Матери; пред началом сражения со врагами – все воины и князь молились со слезами, лобызали святые иконы и крест, и, приобщившись святых тайн, выходили против врагов, и побеждали их. Однажды вышел русский князь с греческим Императором Михаилом против многочисленных Персов, и на этот раз они помолились пред крестом и иконами – и все увидали светлые лучи от креста и икон, происходившие и покрывавшие светом своим все войска. Это воодушевило мужеством воинов, и они победили всех врагов. Заметьте это, христиане, – В этот же день ежегодно, 1-го Августа, в Константинополе был св. обычай обносить по улицам животворящий крест и св. иконы для освящения города и для предотвращения от болезней, в это время бывающих: потому-то нынешний праздник называется происхождением честных древ, или исхождением из церкви с древом креста Господня и со святою водою. Вот почему и у нас святой обычай выносить для поклонения честный крест и совершать ныне водоосвящение? Заметьте и это, христиане. Кто бы ты не был, христианин, подумай – сколько у тебя врагов душевных и телесных, невидимых и видимых; сколько духов, искушающих, страстей и грехов; сколько постигает болезней и от невоздержания в пищи и питии и от злотворного, заразительного воздуха, и особенно в эти осенние месяцы? Святая церковь, в подражании древнему обычаю Отцов наших, предлагает тебе всеврачующее древо креста Господня, святые иконы, святую воду и пост, с древних времен соблюдаемый. Орошай слезами крест, и вместе неси на себе это благое иго. «Кто хочет итти за Мною ,пусть возьмет крест, и идет», – сказал Господь. – Неси крест житейских, и душевных скорбей, и ту войну, которая при строгом посте поднимается на тебя со стороны диавола, со стороны плоти и страстей. Не говори: «пост дело неважное»; верно важное, если братья Маккавейские решились скорее умереть в ужасных мучениях, нежели, по принуждению нечестивого Антиоха, в противность закона, осквернить душу вкушением запрещенного мяса. Нарушишь пост: закипят страсти, заболеешь и умрешь. – Ева одним вкушением запрещенного плода весь род человеческий погубила. Сына Божия низвела на землю с неба, и возвела на крест. – Нарушишь св. пост, потеряешь благодать крещения, будешь врагом Божиим, отпадешь от веры и церкви. Укрепляй себя пламенною молитвою пред крестом и святыми иконами, орошай святой водою уста свои, говей, приобщайся святых тайн. Подумай, сколько ты взял на душу грехов в минувшее время, – не был ли не трезв, не брал ли чужого в противность присяги, не открывал ли уха своего для богомерзких песен; не обругал ли кого, не обидел ли кого словом или кражею; не огорчил ли родителей? – Подумай, все это грехи смертные. Ты ходишь среди тысячи неприятностей, среди невидимых духов, искушающих тебя. Крест, святые иконы, пост, молитва, слезы, исповедь, приобщение тела и крови Христовой, – все тебе предлагается. Не откладывай покаяния своего на долгое время; воюй, сражайся с душевными и телесными врагами, – с грехом и страстями; укрепляй себя размышлением о страданиях Сына Божия, о мучениях страстотерпцев Маккавеев: веди упорную, постоянную войну, крепись; недалеко, быть может, твоя могила: а там воскресение, рай, блаженство со всеми святыми. Время бежит, дни жизни сокращаются. – Тяжки вечные муки, отрадно вечное утешение! Святые мученики Маккавеи! Молите Бога о нас, грешных! Аминь.