Источник

123. На тот же день

«Приидите, верные, Животворящему Древу поклонимся». (Стихир. на Воздв.)

Христиане! Кланяться святыне кресту мы всегда готовы, но взять на рамена крест и идти за Господом едва ли кто из нас решится. Между тем Господь ясно сказал: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет»140. Что значат эти слова Спасителя? Они означают следующее: «христианин! откажись от мира, плоти и страстей, возьми на себя крест и иди по следам Господа». Отрекается от себя тот, кто презирает тело свое, все желания плоти и страстей, все удобства своей жизни, несет на себе крест тот, кто несет бремя скорбей, бедности, убожества, поношения, презрения: идет за Господом тот, кто исполняет все заповеди Христовы, идет путем узким, прискорбным и тернистым и терпеливо переносит обиды ближних, гонения, клеветы, ругательства, биения и все злоключения. Велик крест твой – ожидай от Бога большой награды; тяжел крест твой – ожидай от Бога более блестящих венцов. Но может ли быть тяжелее твой крест того креста, который понес Господь наш Иисус Христос? На этом кресте Господь понес тяжесть всех грехов человеческих. Не ты ли ежедневно читаешь в Символе веры: «нас ради человек и нашего ради спасения Распятого за ны при Понтийском Пилате»? А что может быть тяжелее наших грехов? Если ты отказываешься нести крест, данный тебе от Бога, то не ты ли сам делаешься Его распинателем. Ибо без креста христианин – враг Креста и Христа. Он друг мира, плоти и диавола. Если не хочешь нести креста, не хочешь пользоваться сим оружием, то чем победишь мир, плоть и диавола? Если не станешь отказывать себе в роскоши, в нарядах, в пище и напитках то не победишь ты похотей плоти. Если не изберешь убогой жизни, не презришь богатства мира и всего, что в мире, то не победишь похоти очей. Если не презришь себя, не полюбишь уничижения и злохуления, то не победишь гордости житейской. Крестная жизнь требует молчания, безмолвия, Богомыслия, терпения, злострадания, уединения, прерывания связи и пристрастия со всем миром, с родными и чужими, непрестанной молитвы, слез о грехах, страха Божия, памятования о смерти и Суде Божием. «Тяжел такой крест», – скажешь. Действительно тяжел, зато прямо ведет в Царствие Небесное, зато освобождает от тяжести грехов твоих, спасет тебя, доведет до Царства Небесного. Брат! Неси тот крест, какой тебе Господь дал, предай себя в волю Божию. Многие стояли около Креста Господня, но немногие спаслись: благоразумный разбойник, Корнилий Сотник, Мироносицы и те, которые участвовали в погребении Господа. А мы с тобой спасемся ли, стоя при Кресте и вместе убегая от Креста? Спасемся ли, избирая путь жизни широкий, веселый, роскошный? Спасемся ли, питая страсти и согрешая ежедневно? Спасемся ли, если не очищаем совершенно грехов покаянием, слезами, исповеданием и добрыми делами? Спасемся ли, если мы враги и Креста, и Христа? Спасемся ли, если не себя, но Господа нашего распинаем своими страстьми и похотьми? Спасемся ли мы, если вместе с Ним не страждем, чтоб вместе с Ним прославиться? Воскреснем ли для жизни вечной, если не хотим умертвить удов наших, страстей наших, если не отрекаемся плоти, мира и диавола? Господи! Ты один это видишь и знаешь. «Кресту Твоему, покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle