Источник

124. В неделю 15-ю и на воздвижение

Христиане! В настоящем году празднование Кресту совпало с праздником – Воскресением. Если бы не было Креста, то не было бы и смерти, если бы не было смерти, то не было бы и воскресения. Какой праздник важнее? Чему воздадим большую честь: Кресту ли или Воскресению Христову? Очевидно, Кресту. В Кресте наше спасение, а не в Воскресении. Если бы Иисус Христос не умер, то и не воскрес бы, если мы не умрем на кресте, то и не заслужим спасения, не воскреснем для вечной жизни: Воскресение – плод Крестного древа. Потому-то мы ныне воздаем в молитвословиях и песнопениях честь не Воскресению, а Воздвижению честного Креста Господня. Но такая ли слава воздавалась Животворящему Кресту при его воздвижении в первый раз на горе Голгофе? Вы неподвижно стоите ныне вокруг Креста, когда певцы повторяют слова: «Господи помилуй»! Не такая тишина, не такой покой окружали крест, когда он в первый раз воздвигался, не воздух только, но и земля потрясалась от воплей тмочисленных христиан. Христиане! В Кресте наше вечное спасение, наша жизнь и наше бессмертие: «не оживешь, – говорю, – если не умрешь, не воскреснешь в живот вечный, если не распнешь себя со страстями и похотьми». Не воскреснешь для жизни вечной, пока не умрут в тебе гордость, похоть плоти, сластолюбие, похоть, очес, любостяжание. Покори гордость смирению, объядение – сухоядению, роскошь – голоду и жажде, многоглаголание – молчанию, честь – поношению и бесславию, богатство – нищете. Шелковое одеяние променяй на рубища, палаты – на хижину, радость – на слезы, жизнь среди общества – на уединение, многоглаголание – на богомыслие, сладкое питие – на оцет с желчью. Словом, распни себя со страстьми и похотьми, полюби Крест и Его муки, тогда Крест послужит тебе к бессмертию и воскресению и дарует тебе живот вечный. Скажешь: «неужели всем нам умереть на кресте»? Для чего же апостол говорит: «умертвите уды ваши»141, т. е. страсти ваши, еже есть любодеяние, татьба, раздоры, гнев, ненависть, зависть и прочие? Это-то и знаменует нашу смерть, наш крест, наше спасение и нашу жизнь. В этом и заключается вся сила Креста. И горе тебе, христианин, если ты из распинаемого крестоносца обратишься в распинателя, если грехами своими и страстями станешь распинать самого Христа, если окажешься на кресте не разбойником кающимся, а разбойником, хулителем Христа, и увидишь себя по ту сторону гроба, на стороне распинателей иудеев: страданиями только святые совершаются и делаются? Посмотри на жизнь святых, каким они шли путем: узким или широким, тернистым и скорбным или веселым каким мы с тобой идем на широкую ногу ступаем, широкий дом строим, широкие столы учреждаем, широко утробу наполняем, широко страсти питаем, пространный и широкий путь жизни избираем? О, сколь далеки мы от Креста Господня! Если ты хочешь воскреснуть со Христом, то умри прежде ради Христа: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет; иже хощет спасти душу свою погубит ю»142, – сказал Христос. Шествуй со крестом, если желаешь участвовать в славе Христа. Пройди такой прискорбный путь жизни, какой Он проходил до самой Голгофы. Неси крест до самой могилы твоей со смирением и терпением, и ты воскреснешь со Христом и получишь жизнь вечную. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle